14.02.2013

Общество «вооружилось» соцсетями

Пользователи верят, что интернет придает им влиятельности

Иллюстрация Fotolia

Вера в правительство падает по мере того, как люди переходят на цифровые средства связи для получения информации по различным вопросам. 40% респондентов по всему миру доверяют своему национальному правительству, 42% выражают уверенность в местном правительстве. Российская статистика негативнее: умеренное доверие национальному правительству оказывают 17% опрошенных, а местному – лишь 11%. Об этом свидетельствует глобальное исследование «Сообщества и гражданство: новая мировая модель», проведенное по заказу Havas Worldwide. Впервые в нем принимала участие Россия.

По данным опроса, главным действующим лицом, способным изменить мир, является «общество, которое «вооружилось» социальными сетями». Более того, по мнению большинства, ответственность за решение наиболее важных вопросов теперь несут не только мировые правительства, но и крупные компании и даже простые потребители. 40% опрошенных во всем мире считают, что социальные сети сделали их более влиятельными, а треть уже использует их для изменения мира к лучшему. Однако в России только 15% признались, что используют социальные сети в аналогичных целях.

Примерно 70% респондентов говорит о том, что корпорации и правительства должны нести равную ответственность за позитивные изменения в обществе. 61% опрошенных хотели бы, чтобы их любимые бренды принимали большее участие в судьбе их города. Приблизительно такое же количество ожидает от корпораций большей доли участия в решении важных мировых проблем. В России количество людей с подобными взглядами преобладает (70% опрошенных). 63% респондентов считают, что в целом коммерческие организации управляются более грамотно по сравнению с правительствами.

Несмотря на то, что большая часть опрошенных (56%) считают себя ответственными гражданами, они не подразумевают под этим участие в политической жизни. Гражданские обязательства теперь принято приравнивать не столько к голосованию, сколько к работе.

Наиболее важным для гражданина респонденты опроса считают культурное и ответственное поведение, после чего идет самодостаточность и способность позаботиться о своей семье, а также разумное потребление.


Для многих наиболее важным является не участие в голосовании, а решение о важной для себя покупке. Люди «голосуют» бумажниками. Примерно половина опрошенных (48%) считают, что они имеют больше влияния как потребители, нежели как избиратели, в то время как число их оппонентов насчитывается только 14% (остальные воздержались).

Большинство (56%) верит, что исправная утилизация отходов более важна для добропорядочного гражданина, чем участие в выборах.

«Влияние на мир ускользает от политиков и оказывается в руках инициативных групп людей – обычных горожан. Дальновидные корпорации и бренды создают коммьюнити сами или поддерживают уже существующие. Таким образом, вместо того, чтобы ждать больших перемен от политиков, люди создают маленькие перемены вокруг себя, делая тем самым свою жизнь лучше. Один из примеров – «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца, которые начинались как раз с городского и фото-блога», – отметил Дмитрий Ульянов, директор отдела по стратегическому планированию Havas Worldwide Moscow.

Опрос Havas Worldwide проводился в сети интернет компанией Market Probe International среди более чем 10 000 респондентов в 31 стране мира.

Ирина Милош, Sostav.ru