18.01.2013

Сериалам достается треть рекламы на ТВ

Как за 10 лет изменилось положение многосерийных фильмов в России

Фото с сайта hadr.tv

Телесериалы занимают третье место в отечественном эфире с долей аудитории 21%. Большей популярностью у россиян пользуются только новости и развлекательные программы, причем доля телесериалов в общем объеме телесмотрения постоянно растет. Аналогичная ситуация и в других странах – доля телесериалов составляет около 20% от всей телевизионной аудитории.

Согласно исследованию агентства Vizeum (Aegis Media), в 2012 году на долю телесериалов приходилось около 30% от всех рекламных расходов на ТВ. По доле аудитории наибольшее количество телесериалов на «Пятом канале» и «Домашнем», меньше всего на «Перце» и «2x2».

По сравнению с 2002 годом существенно изменилась структура телесериалов, транслируемых на российском ТВ. Если десять лет назад в эфире преобладали зарубежные сериалы и практически не снимались адаптации, то сейчас основу эфира составляют картины отечественного производства. При этом доля российских адаптаций оригинальных зарубежных сериалов («Не родись красивой», «Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня» и другие) постоянно растет.

Среди отечественных сериалов самые популярные жанры – это остросюжетные фильмы, ситкомы и мелодрамы. У каждого канала сформировалась собственная жанровая структура: если на ТНТ транслируются только молодежные ситкомы, то на «Первом» и на «России 1» представлены телесериалы практически во всех жанрах. Кроме того, в последнее время набирают популярность биографические телесериалы и сериалы о Великой отечественной войне.

В 2010 году произошел перелом в статистике Google: количество запросов «смотреть сериал» превысило число запросов «скачать сериал». По статистике Google trends, еще в 2005 году наметилась тенденция к уменьшению количества людей, скачивающих сериалы.

Многие сериалы, которые смотрят и скачивают в Интернете, практически все через определенное время выходят в эфир на отечественном ТВ. Причем разница между выходом мировой премьеры (появлением сериала в Интернете) и его показом на ТВ может составлять от нескольких месяцев («Шерлок») до нескольких лет («Доктор Хаус»).


Существует и обратная тенденция – сериал, популярный на ТВ – автоматически попадает в список самых популярных сериалов в Интернете («Карпов», «Универ»). Таким образом, с развитием интернета потребитель получил возможность косвенно оказывать влияние на телевизионный контент

Среди зрителей телесериалов в традиционном виде основное большинство – женщины, средний возраст которых 46 лет; аудитория сайтов Lostfilm.tv, Ivi.ru, Now.ru, напротив, более молодая (18-34), причем мужчин больше женщин.

Исследование охватывает 10 телеканалов («Первый канал»; «Россия 1»; НТВ; СТС; ТНТ; РЕН ТВ; «ТВ Центр»; MTV; «Ю» (бывший «МУЗ ТВ»);ТВ-3). Источники данных – TNS (TV-Index/Россия Все 4+), AGF/GfK-Fernsehforschung, Mediametrie/Mediamat, экспертная оценка Aegis Media, TNS Web-Index 2012.

Ирина Милош, Sostav.ru