03.12.2012

Австралийские сигареты лишились «лица»

В стране ввели единую упаковку для всех табачных изделий

Начало декабря ознаменовалась для Австралии реализацией нового закона: теперь табачные изделия – и сигареты, и трубочный табак, и сигары – продается в одинаковых упаковках. Правительство утвердило этот закон еще в прошлом году.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, марка и название производителя будут написаны мелким шрифтом в самой нижней части пачки, основное пространство упаковки будут занимать снимки, наглядно иллюстрирующие последствия курения, например, легкие, пораженные злокачественной опухолью.

Фотографии займут 90% тыльной стороны пачки и 75% лицевой стороны. Австралийские власти надеются таким образом отвратить от курения в первую очередь детей и подростков.

«Дети уже в раннем возрасте улавливают посыл табачных компаний», - говорит Таня Плиберсек, министр здравоохранения Австралии. Она ссылается на исследование, в ходе которого выяснилось: корону в логотипе Phillip Morris дети воспринимают как призыв стать принцессой.

По данным социологов, ежегодно от болезней, связанных с курением умирает более 15 тысяч человек. Хотя в сравнении с другими государствами Австралия насчитывает наименьшее количество курильщиков. Каждый год правительство страны-материка тратит порядка 33 млрд долларов на проведение антитабачных кампаний.

Представители табачной промышленности уже проявили свое недовольство: они заявляют, что их лишили законного права на рекламу и готовы обратиться в суд, чтобы отстоять свою позицию.


Отмены закона уже требовали такие крупные корпорации, как British American Tobacco, Imperial Tobacco, Phillip Morris, Japan Tobacco International, однако суд Австралии отклонил их иски в августе текущего года. Представители индустрии высказывают опасения, что единая упаковка значительно ударит по продажам.

Представители компании Phillip Morris убеждены: таким образом правительство только расширит черный рынок, мера, направленная на благой результат, в действительности может только ухудшить ситуацию.

Согласно докладу Delotte LLP, размер нелегального рынка табака в Австралии составляет 13,4% от размера правового сегмента. Однако для представителей малого бизнеса законодательное нововведение пошло только на пользу. Так, западные СМИ приводят пример небольшой семейной фирмы Zico Import Pty Ltd: по утверждению хозяйки фирмы, резко увеличился спрос на портсигары и чехлы для пачек сигарет – людям не нравится созерцать отталкивающие фотографии.

Примеру Австралии готовы последовать Индия, Великобритания, Франция. В России в последнее время тоже уделяется значительное внимание антитабачным мерам – еще в октябре правительство одобрило законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Подготовил документ Минздрав.

В планируемых нововведениях – запрет на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и объектах, особые требования к упаковке и маркировке табачных изделий, запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий.

Ксения Вознюк, Sostav.ru