19.10.2012

Удастся ли «Магниту» обогнать X5?

Аналитики расходятся во мнениях по поводу исхода схватки двух крупнейших ритейлеров России

Лидерство сети «Магнит» на российском рынке уже давно стало вопросом времени: сначала региональный ритейлер обогнал своего главного, федерального конкурента X5 Retail Group по торговым площадям, а сейчас вот-вот нагонит и по выручке. Аналитики InfoLINE в своем ежемесячном отчете констатировали, что разрыв между конкурентами в третьем квартале сократился до 4,18 млрд рублей, и озвучили прогноз, по которому при сохранении нынешних темпов роста «Магниту» удастся догнать X5 по выручке уже к началу 2013 года. Однако не все эксперты согласны с таким заявлением.

По данным общеотраслевого рейтинга крупнейших розничных сетей России INFOLine Retail Russia TOP-100, на конец 2011 года отставание сети «Магнит» от лидера отечественного ритейла составляло 116,8 млрд рублей.

В текущем году с каждым кварталом разрыв между двумя крупнейшими розничными компаниями страны становился все меньше. Если за июль-сентябрь 2012 года выручка X5 Retail Group увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 10,4% и составила 115,88 млрд рублей, то у «Магнита» данный показатель вырос на 33,8% и достиг 111,7 млрд рублей.

При этом, отмечают исследователи, «Магнит» поддерживает более высокие темпы роста, чем у главного конкурента, в течение всего года. За три квартала 2012 года выручка федерального ритейлера с краснодарскими корнями увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 33%, достигнув показателя 319,3 млрд руб. - за этот же период X5 Retail Group приросла на 8,2% - до 356,2 млрд рублей.

«Магнит» четко следует своей стратегии, и эта стратегия является уникальной. Он изначально делал ставку на работу в малых городах и развитие мощной логистической системы для широкой региональной экспансии, что по прошествии времени подтвердило свою правильность, - отмечает гендиректор INFOLine Иван Федяков. - Уже сегодня торговля в сегменте FMCG зачастую низкомаржинальна, что связано с высокой конкуренцией и зрелостью российского рынка. В таких условиях продолжать развитие удается только высокоэффективным сетевым структурам, где существенным образом сокращены косвенные затраты».

С тем, что стратегия «Магнита» оказалась более эффективной, согласна и независимый эксперт Екатерина Андреянова, однако по ее мнению говорить о выходе регионала в лидеры в следующем году пока рано.

«По моим консервативным оценкам «Магнит» догонит X5 где-то в 2014-2015 году, при условии, если X5 не увеличит темпы роста или не приобретет другую сеть, - считает аналитик. – «Магнит» изначально получил рынок более благоприятный для развития. Это регионы не с таким большим количеством населения, как в столичном регионе, но зато и уровень конкуренции в них ниже. X5 росла в основном за счет M&A, соответственно, требовалось дополнительное время на интеграцию бизнесов, на то, чтобы привести полученные магазины к стандартам существующих магазинов сети. Возникала конкуренция внутри сети между вновь приобретенными магазинами и существующими».

В то время как X5 старалась более плотно покрыть рынок по форматам, «Магнит» наращивал географию присутствия, отмечает Екатерина Андреянова.

Аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина отмечает еще одну особенность: у «Магнита» достаточно хорошие показатели роста среднего чека и по росту посещаемости магазинов, в то время как у X5 есть определенные проблемы с увеличением среднего чека.

«Все будет зависеть от того, насколько менеджмент X5 сможет решить существующие проблемы и оптимизировать свои бизнес-процессы, - говорит г-жа Пичугина. - В прошлом году X5 приобрела магазины «Копейка». Из-за этого у компании были достаточно высокие показатели. Сейчас база сравнения очень высокая, поэтому по росту они проигрывают ритейлерам, которые растут органически. Но в целом мне кажется, что сейчас X5 необходимо подумать над способами более эффективного привлечения покупателей. Во многих магазинах сети мы видим рост трафика, но не видим роста среднего чека. Нужно переломить эту тенденцию, возможно с помощью промо-акций, оптимизации затрат, более эффективного переноса своих затрат на потребителей. Когда растет инфляция, должен расти и средний чек, у «Магнита» он растет почти вровень с инфляцией, а у X5 нет».

Сами сети не спешат комментировать прогнозы экспертов. Однако источник на рынке отметил, что X5, в последние полтора года проводящая кадровые перестановки, нацелена сейчас больше на повышение эффективности формирование команды, чем на гонку за первенство.

Наталья Малютина, Sostav.ru