09.07.2012

Авиакомпании не справляются с расходами

Большая часть перевозчиков в России работает в убыток

Иллюстрация Fotolia

Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) озвучила прогноз для российской авиационной отрасли. По больше части речь шла о финансовых проблемах перевозчиков, чье положение характеризуется как «катастрофическое». Председатель комитета АЭВТ по финансовой деятельности Фарид Исхаков предложил ряд мер по снижению нагрузки, в том числе введение нулевой ставки НДС для внутренних перевозок.

Доклад эксперта опубликован на портале Ato.ru. В нем говорится, что деятельность авиационной отрасли в России нерентабельна: за прошедший год количество убыточных авиакомпаний увеличилось, из 35 рейтинговых перевозчиков 22 оказались убыточными. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), совокупные потери 35 компаний (на них приходится 97% авиаперевозок в России) составили 14,5 миллиарда рублей, тогда как в 2010 году они получили прибыль в размере 4 миллиардов рублей.

Число авиаперевозок продолжает расти высокими темпами: на 11% в 2011 году и на 20% – в первой половине 2012-го. Однако в течение 5 лет количество эксплуатантов постоянно сокращалось и в итоге уменьшилось на треть. В 2011 году из конкурентной борьбы выбыло 37 авиакомпаний. В то же время в Европе функционировало 976 авиакомпаний.

Особенно плохое финансовое состояние наблюдается на внутренних воздушных линиях. По подсчетам ТКП, убыток на данном направлении составил 26 миллиардов рублей, увеличившись за год на 62%. Доля внутренних перевозок в общих объемах стабильно снижается.

Основными негативными факторами АЭВТ называет неконтролируемый рост цен на авиационное топливо, дороговизну аэропортового обслуживания и налоговую нагрузку. Так, в 2011 году авиакеросин дорожал быстрее среднего пассажирского тарифа: эти показатели составили 30% и 11,8% соответственно. На топливо пришлось 30,7% себестоимости пассажирских перевозок.

Прошлой осенью цены «подогрели» спекулятивные настроения на биржах, а также сокращение запасов керосина у поставщиков.

Высокая стоимость наземных услуг связана с непрозрачностью регулирования деятельности аэропортов. Финансовое бремя в виде аэропортовых ставок полностью ложится на перевозчиков. За последние 5 лет разные виды наземного обслуживания подорожали на 119%–211%, аэронавигационное обслуживание внутри страны – на 124%, по международным вылетам – примерно на 200%. На эти цели уходит 20,3% средств.

Кроме того, неизменно снижается количество региональных аэропортов и качество обслуживания. К 2012-му году в России осталось всего 315 действующих аэропортов и 834 авиационных связей на 202 города. В 1992 году на территории СССР было 4780 авиационных связей, охватывающих 432 города.

Отрасль также испытывает нехватку специализированных сервисных центров, в том числе иностранных. В результате ремонт и обслуживание воздушных судов проводятся в отсутствие конкуренции и по завышенным ценам.

Убыточность внутренних перевозок приводит к закрытию авиалиний, банкротству авиаперевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры. За последние 15–20 лет число региональных линий сократилось в 4 раза, а парк воздушных судов, обслуживающих региональные и местные авиаперевозки, – почти в 10 раз.

АЭВТ предлагает отменить таможенные пошлины на турбовинтовые самолеты вместимостью до 72 кресел и отмечает, что этим вопросом заинтересовался премьер-министр Дмитрий Медведев.

Несмотря на присоединение России к Кейптаунской конвенции, перевозчики до сих пор не могут воспользоваться скидкой на лизинговые платежи по договорам с иностранными компаниями. Этому препятствуют законодательные разночтения.

Организация также настаивает на обнулении НДС для перевозок на внутренних воздушных линиях – этот вопрос обсуждался в правительстве еще зимой 2011 года. Профильные ведомства так и не предоставили свои предложения. В настоящее время все авиакомпании уплачивают 18% с выручки от внутренних авиаперевозок.

С учетом сложившейся экономической ситуации авиакомпании не могут нести такую налоговую нагрузку, говорится в докладе. Имеющиеся ресурсы не позволят им развиваться.

Информационная служба, Sostav.ru