25.06.2012

Какое будущее ждет новости

Oriella PR Network провела глобальное исследование роли цифровых СМИ

Иллюстрация Fotolia

В апреле-мае этого года международная сеть независимых PR-агентств Oriella провела онлайн-опрос 613 журналистов из 16 стран в рамках своего ежегодного исследования роли и динамики цифровых СМИ. В опросе приняли участие теле и радиокорреспонденты, авторы центральных, федеральных, глянцевых и узкоспециальных изданий, а также ведущие блогов. В среднем в каждой стране – от Новой Зеландии и Тайланда до Португалии и России – было опрошено около сорока журналистов.

Как и следовало ожидать, исследование показало, что сектор идет вверх, однако в целом не такими быстрыми темпами, как еще недавно. Также, по словам экспертов Oriella, за прошедший год соцсети прочно вошли в арсенал журналистской работы, как инструмент добычи инфоповодов. Особо авторы отмечают возросшую роль проверенных источников информации, отношение к которым изменилось после десятилетия неразберихи в способах сбора новостей, вызванной взрывным развитием интернета.

 

Печатники и цифровики сыграли в ничью?

На протяжении последних пяти лет исследования указывают на постепенную миграцию печатных СМИ в сеть. Если смотреть на динамику онлайн-зоны глобально, то рост интереса к цифровому контенту сильно возрос в 2008-2010 годах, в 2010-2011 произошла коррекция, однако ожидается, что этом году сектор вновь пойдет в рост.

По результатам опроса корреспондентов СМИ, использующих как онлайн, так и оффлайн формат, 48% респондентов заявили, что большая часть их аудитории черпала информацию в режиме «оффлайн» (против 50% в 2011). Не такая большая разница, однако, в сравнении с 2009 годом, когда 59% опрошенных отдали предпочтение традиционным форматам, скорость ухода в сеть выглядит довольно значительной.

В России, Бразилии, Франции и США тенденция проявилась наиболее ярко. Так, в нашей стране лишь 36% респондентов видят свою читательскую аудиторию вне интернета; во Франции этот показатель равен 31%, тогда как в США еще меньше – всего 20%.



В целом, по мнению авторов доклада, глобальные СМИ все еще на пути перемен. Однако наблюдавшийся в последнее время пессимизм несколько сократился. В этом году, лишь 12 процентов опрошенных – в отличие от 21% в 2011 году – предположили, что их издание закроется.

Наиболее пессимистичные результаты были получены от респондентов в Европе. 43% европейских журналистов заявили, что доходы их СМИ сократились. В Бразилии и Китае такой ответ дали 21% респондентов, в Северной Америке – 32%. В Испании 67% респондентов сообщили о падении доходов.

Россия, напротив, оказалась в плюсе: 51 процент опрошенных сообщил о росте доходов своего издания, 68% отметили расширение аудитории, и 46% - увеличение числа сотрудников. По сравнению с пишущей братией из других стран, журналисты из Бразилии, Китая и России чаще отмечали рост доходов от рекламы (в среднем 42% против 36% на глобальном уровне). Кроме того в этих странах под сокращение в редакциях попало меньше человек.

Также исследование показывает, что в странах БРИК рост медиарасходов в следующие два года будет самым высоким. Согласно прогнозу развития рекламного рынка WARC Consensus Forecast, в 2012 году расходы на рекламу в Бразилии, России, Индии и Китае будут увеличиваться на десятки процентов, тогда как во Франции и Великобритании – лишь на 2% и 3,4% соответственно.

Социальные СМИ в редакции новостей: вопрос достоверности

В последнее время Twitter и другие соцмедиа неоднократно становились первоисточником важных новостей. Зачастую социальные платформы первыми освещали события, которые мгновенно становились инфоповодами дня: начиная со взрыва в аэропорту Домодедово и «арабской весны» и заканчивая убийством Усама бен Ладена.

В прошлом году авторы исследования впервые задали журналистам вопрос, в какой мере они используют социальные СМИ для поиска новостей. В целом опрошенные подчеркнули, что достаточно скептически относятся к соцсетям с точки зрения достоверности получаемой информации. Вместе с тем чуть меньше половины журналистов заявили, что пользуются для сбора инфоповодов Twitter, а 35% для тех же целей заходили в Facebook.

В этом году акул пера попросили указать разницу между частотой использования знакомых и незнакомых источников, не конкретизируя платформу. В случае, когда источник признавался журналистом как достоверный, соцсети становились ключевым инструментом сбора данных. Свыше половины респондентов (54%) пользуются микроблоггингом (обновлениями в Twitter, Facebook или Sina Weibo), а 44% следят за постами в знакомых блогах. Североамериканские журналисты используют эти источники значительно чаще, чем их коллеги в других странах (62% пользуются микроблогами/64% – блогами), не сильно отстает Европа (59%/53%) и страны БРИК (60%/42%). Однако наиболее востребованными блоги оказались в России, где впечатляющие 90% опрошенных представителей СМИ признали, что используют блоги, которым доверяют. Почетное второе место с 75 процентами досталось Великобритании.

В отношении малознакомых источников в социальных СМИ картина рисуется совершенно иная. Лишь четверть респондентов по всему миру отметила, что обратилась бы к ранее незнакомым микроблогам для поиска данных. Результаты исследования показывают, что доверие к соцсетям падает примерно на 50-80% в случае, если источник неизвестен.



Возвращение «проверенного источника информации»

По мнению специалистов Oriella, статистика этого года говорит о растущей значимости для журналистской братии материалов, полученных из доверительных источников. Наоборот, данные, добытые в процессе «краудсорсинга» или в форме «упакованных» новостных материалов (например, пресс-релизов), ценятся все меньше. Во многом, этот тренд знаменует возвращение к традиционной журналистской практике после десятилетия неразберихи в способах сбора новостей, вызванной появлением электронной почты, интернета и соцмедиа.

В 2011 году чуть больше половины журналистов, принявших участие в опросе, заявили, что используют экспертов в индустрии в качестве источников информации и подтверждения достоверности данных. В этом году доля таких респондентов превысила 60 процентов.

По мнению авторов исследования, когда речь идет о цифровых и социальных СМИ, бренды более не могут влиять на дискуссию лишь потому, что находятся на той или иной платформе. Важно, чтобы у них была ясная точка зрения и суждение незаинтересованного эксперта, который бы ее поддержал. Брендам, которые хотят, чтобы их мнения услышали, необходимо прикладывать больше усилий для формирования групп единомышленников – как в интернете, так и в вне сети.

Еще одна ключевая тенденция, выявленная в ходе опроса – уменьшение роли пресс-релиза как инструмента подстегивающего журналиста «копнуть» в историю. Спрос на релизы упал с 22% в прошлом году, когда он еще считался предпочтительной отправной точкой, до 11% - в этом. С другой стороны, потребность в интервью с пресс-секретарями компаний слегка возросла – с 21% годом ранее до 24% сегодня.



Евгений Чепурной, Sostav.ru