05.06.2012

CEDC уступила звание водочного гиганта Diageo

Все бренды компании показали существенное падение продаж

Иллюстрация с сайта drinksint.com

Компания CEDC, а вместе с ней и российские водочные бренды, по итогам 2011 года теряют свои позиции на международном уровне. Согласно рейтингу «Клуб Миллионеров» (The Millioners’ Club), ежегодно выпускаемому журналом Drinks International и Euromonitor, польский гигант уступил компании Diageo, сумевшей обогнать CEDC по продажам своих водочных брендов. Вошедшие в рейтинг марки Diageo в совокупности сформировали продажи в 27,4 млн 9-литровых кейсоа, а CEDC - 20,63 млн.

Водка по-прежнему самая популярная категория

Для начала немного слов о самом рейтинге. В список брендов-миллионеров ежегодно попадают алкогольные марки, продажи которых составили более миллиона 9-литровых кейсов. Число брендов, вошедших в список, в этом году составило 180. И это несмотря на то, что ряд марок выпал из списка.

Компаниями-лидерами рейтинга стали Pernod Ricard и United Spirits, в список попали по 22 бренда обеих компаний. Во многом сильные позиции Pernod Ricard обеспечил рост продаж бразильского локального бренда водки Orloff, принадлежащего производителю. United Spirits добавили в список два бренда: джин Carew Dry и бренди McDowell’s VSOP. Однако, United Spirits немного сбавил позиции по сравнению с прошлогодним рейтингом.

Что касается категорий, то по представленности в рейтинге лидируют водка и виски. Водочных брендов 52. Ни одна другая категория не имеет такую широкую представленность в списке. Брендов рома вошло 14, бренди -11.

За Pernod Ricard и United Spirits следует Diageo, число брендов-миллионеров которого выросло на 2 до 16 благодаря приобретению турецкого гиганта Yeni Raki в 2011 году и быстрому органическому росту ее супер-премиум водочного бренда Ciroc.

Интересно, что CEDC в этом году уступает Diageo звание водочного короля. По таблице брендов польской компании можно прекрасно увидеть, насколько несладко приходится компании, находящейся в затруднительном финансовом положении. Абсолютно все марки, вошедшие в список, показали падение продаж, минимальное составило 9,3% (водка «Журавли»), максимальное – 23,4% (водка «Ямская»). И это несмотря на то, что категория водки в целом чувствует себя вполне уверенно: в рейтинге представлено 52 водочных бренда.

101 бренд из попавших в список – локальные бренды (в прошлом году их было 93), что в очередной раз показало, что большинство напитков потребляются на родине. Число глобальных брендов выросло до 60, а объемы продаж по сравнению с предыдущим годом увеличились на 2%. Количество региональных брендов снизилось до 19.

Компания Diageo, наоборот, усиливает позиции в категории водки, особенно большое увеличение показала марка Ciroc – 66,7%. Продажи ее составили 1,5 млн 9-литровых кейсов. Продажи самой популярной водки компании Smirnoff выросли на 1,2% до 24,7 млн 9-литровых кейсов.

Что касается других российских марок, то в рейтинге представлены 11 водочных брендов из РФ. Помимо «Зеленой марки», «Журавлей», «Ямской» в список вошли «Столичная» (компания SPI Group), «Пять озер» («Алкогольная Сибирская группа»), «Русский Стандарт» («Русский Стандарт»), «Мягкоф», «Беленькая», «Государев заказ» («Синергия»), «Славянская» («Юпитер»).

Курс на «премиумизацию»

Впервые в рамках «Клуба Миллионеров» аналитиками была исследована бурно развивающаяся категория китайского алкогольного напитка baijiu. Переводится название категории как «белый ликер», «белый спирт». Содержание спирта в напитке – 40-60%. Основной компонент – зерновая культура сорго. Бренды baijiu, представленные в рейтинге, в большинстве своем локальные. Совокупные продажи брендов, вошедших в список, превысили продажи популярных категорий водки и виски и составили 456 млн 9-литровых кейсов. Для сравнения, совокупные продажи водки – 421 млн кейсов, виски – 302 млн кейсов.

Один из ярких трендов, отмеченных экспертами Euromonotor, стала так называемая «преумизация» алкогольных напитков. Данный тренд выражается в двукратном росте продаж водок супер-премиум сегмента, таких как Ciroc and Nolet’s Ketel One (Diageo). В категории «джин» и «бренды» также сильны бренды класса премиум и супер-премиум, в то время как бренды среднеценового сегмента представлены слабо.

Эксперты также отмечают рост интереса к коньяку в Азии, что послужило драйвером роста категории в 2011 году. Большой вклад в рост продаж премиальных напитков внесли и страны Латинской Америки.

Рост рынков спровоцирует рост не только международных, но и премиальных локальных брендов, говорится в отчете. Интересно, что локальные индийские бренды Pernod Ricard в прошлом году вышли в премиальный сегмент и показывают хорошие продажи.

Однако, несмотря на «премиумизацию», считают эксперты, все еще остается потенциал для роста более дешевых локальных продуктов, а также региональных марок.

В то же время, хоть водка и остается самым востребованным алкогольным напитком, ее позиции постепенно ослабевают на фоне роста других категорий, например, виски.

 

 

Отечественные бренды, вошедшие в список

Место в рейтинге Бренд Владелец 2007 2008 2009 2010 2011 % +/- Статус
22 Zelenaya Marka (Green Mark) CEDC 8.10 11.97 11.25 10.85 9.30 -14.3 Global
30 Belenkaya SY Group 2.04 2.25 2.81 4.92 7.07 43.8 Local
33 Pyat Ozer Alcohol Siberian Group 6.04 6.50 6.10 6.30 6.60 4.8 Local
65 Stolichnaya SPI Group 3.33 3.20 3.00 3.12 3.32 6.4 Global
78 Russian Standard Roust 1.90 2.10 2.20 2.50 2.60 4.0 Global
101 Yamskaya CEDC 2.16 2.40 2.61 2.00 -23.4 Local
102 Parliament CEDC 2.70 3.08 2.50 2.40 2.00 -16.7 Regional
106 Zhuravli CEDC 2.55 2.36 2.15 1.95 -9.3 Local
129 Myagkov SY Group 2.41 1.23 1.37 1.58 1.59 0.9 Regional
161 Slavyanskaya Jupiter OOO 2.60 1.80 1.50 1.20 1.10 -8.3 Local
167 Gosudarev Zakaz SY Group 1.55 1.27 1.17 1.06 -9.7 Local

 

Объемы продаж по категориям



Источник: Drinks International и Euromonitor

Наталья Малютина, Sostav.ru