13.04.2012

Реклама в бывших социалистических странах Восточной Европы

Мы много знаем о рекламе в СССР и на постсоветском пространстве, но мало уделяем внимания рекламе в бывших социалистических странах Восточной Европы. Sostav.ru решил выяснить, чем реклама в Югославии, Чехословакии, Польше, Венгрии и ГДР отличалась от советской и какой она была в «лихие девяностые».

Югославия

Одним из самых рекламируемых товаров в Югославии были автомобили марки Zastava. Завод был открыт в 1955 году в городе Крагуевац, Сербия. Помимо машин, на нем производили оружие и военную технику. Zastava была распространена по всем югославским республикам. Один из рекламных роликов модели Zastava 101 был снят в Словении. На побережье Средиземного моря человек играет на виолончели, ничто не предвещает, что это реклама машины, пока она не появляется на заднем фоне и не начинает рассекать волны без водителя. В конце ролика диктор говорит про красоту и удобство Zastava 101, однако в народе был придуман другой слоган: «Zastava 101 – не только машина, но и лодка».

Для Zastava 101 делали и принты с соблазнительными девушками.


Фото с сайта zastava-yugo.co.uk

 

Интересно сравнить эту рекламу с американским аналогом. По иронии судьбы в начале 80-х именно американскому бизнесмену Малкольму Бриклину пришла в голову идея наладить поставки в США дешевых европейских автомобилей. Он посетил завод Zastava, увидел модель Yugo 45 и остановился именно на ней. В США началась масштабная рекламная кампания, позировали уже американские девушки.


Фото с сайта photobucket.com

Бриклин был весьма смел в позиционировании своего товара, представляя Yugo 45 продолжателем Volkswagen «жука».


Фото с сайта photobucket.com




Фото с сайта photobucket.com

Какое-то время в США удавалось продавать по тысяче югославских машин в день. Однако в 1991 году Бриклин обанкротился, и доставка машин в Америку прекратилась. А в 1999 году завод Zastava был разгромлен войсками НАТО.

Чехословакия

Главным символом рекламы в коммунистической Чехословакии был Pan Vajicko – Господин Яичко, анимированное изображение которого открывало рекламные блоки на телевидении.


Фото с сайта imgs.idnes.cz

Для многих даже молодых чехов Господин Яичко является главным негативным символом коммунистического прошлого страны. У чешских креаторов возникла даже идея биллборда на 20-ую годовщину независимости Чехии, на котором было написано: «20 лет свободы от Господина Яичко».


Фото с сайта lumirkajnar.files.wordpress.com

Заставка с Господином Яичком открывает рекламный блок 1979 года. В ролике мужчины заряжает ружье и вроде бы готовится стрелять в кроликов, но на самом деле стреляет в капусту. Она разлетается, следующий кадр – салат из рубленой капусты. Так рекламировали магазин государственных фермерских хозяйств.

Характерно, что рекламу коммунистического периода в Чехии называют не «старой», а «коммунистической», «социалистической» или даже «тоталитарной». Пример «коммунистической» рекламы шорт. Собака цепляется за штанину мужчины и отрывает её, диктор говорит, что понять удобство коротких шорт можно и менее драматических способом.

В 1994 году в независимой уже Чехии началась рекламная кампания первых мобильных телефонов, разъясняющая их преимущества перед городскими.

Польша

В Архиве польской хроники находится образец одного из самых первых польских рекламных роликов 1956 года. В нем рекламируются фаянсовые тарелки, которые парят над городом, как летающие тарелки. Диктор говорит: «Нет их в наших шкафах, только в небе» и «Спешите, утром будет поздно».

В 90-е в Польше прославилась серия рекламных роликов пива Krolewskie, в которых обыгрывались мужские и женские стереотипы о пиве, футболе и быте.

Венгрия

В социалистической Венгрии уже были стеклопакеты. В их рекламном ролике креаторы немного похулиганили.

А вот и совсем разгул - полуголые экзотические девушки танцуют перед венгерским мужчиной, стоит ему лишь глотнуть кофе Mulatt.

Пример рекламы западных брендов в Венгрии начала 90-х. Отличная идея ролика для Nestle. Шоколадка – это пульт, с помощью которого мама управляет ребенком.

ГДР

В старой рекламе социалистических стран было популярно использование анимации. Ролик из Германской Демократической Республики рассказывает о преимуществах электробритвы, предваряясь «мультяшным» эпизодом.

А в этом рекламном ролике открывается холодильник, наполненный продуктами до упора.

Смешно сейчас выглядит 7-минутный немецкий ролик о преимуществах 412-го «Москвича».

Евгения Юдженич, Sostav.ru