14.03.2012

Российская реклама снизит темп почти вдвое

В 2012 году отечественный рынок прибавит всего 13%, уверены эксперты

Иллюстрация Fotolia

Темпы роста российского рекламного рынка в текущем году будут ниже прогнозов конца прошлого года, уверены эксперты агентства ZenithOptimedia. Однако даже при таком раскладе отечественный рынок будет развиваться вдвое быстрее Восточной Европы и почти втрое быстрее, чем общемировой рекламный рынок.

Год замедления

Российский офис ZenithOptimedia (коммуникационная группа VivaKi) скорректировал свой декабрьский прогноз относительно развития отечественного рекламного рынка в 2012 году в сторону небольшого уменьшения - с 14% до 13%.

Предыдущий год был более успешным – по данным АКАР, рост составил 21% по отношению к результатам 2010 года. Эксперты отмечают, что в 2011 году российская экономика продемонстрировала уверенный рост: реальный ВВП вырос на 4,3% (на 0,3% больше, чем предсказывал Росстат ранее), семейное потребление увеличилось на 6,4%.

В 2012 году прогнозируется снижение динамики роста ВВП – до 3,2%. Негативное влияние на российскую экономику может оказать ожидаемая рецессия в зоне евро. Несмотря на то, что потребительский спрос стабилен, темпы роста промышленного производства продолжат падение. Если в 2010 году его рост составил 8,5%, а в 2011 году – 4,7%, то в 2012 он упадет до 4%.

Перспективы роста российской экономики продолжают оставаться зависимыми от международных цен на сырьевые ресурсы, отмечает в своем отчете ZenithOptimedia. В 2011 году средняя цена на нефть марки Brent составила 111 долларов за баррель. По прогнозам, в 2012 году цены будут оставаться относительно высокими, однако несколько ниже, чем в 2011.

Темпы роста рекламного рынка в четвертом квартале 2011 года значительно снизились по причине экономической и политической нестабильности. Нестабильность заставила рекламодателей действовать с осторожностью. В 2012 году, по прогнозам экспертов агентства, рекламный рынок ожидает более скромный рост по сравнению с двумя предыдущими годами.

Интернет-реклама, расходы на которую в прошлом году  впервые превзошли затраты на рекламу в прессе и наружной рекламе, продолжит динамичное развитие: ее рост составит 35%. К 2014 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 24% (в 2008 было 7%, в 2011 – 16%).

Медленнее других будут расти реклама в прессе, на радио и «наружке». Их доли в общем «рекламном пироге» будут снижаться с 15%, 5% и 13% соответственно в 2011 году до 13%, 4% и 11% в 2014.


Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без НДС)

 

2009

2010

2011

2012*

Телевидение* (в т.ч.  кабельно-спутниковое) 

96 400

110 800

130 744

143 818

Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания)

35 600

38 000

40 400

42 420

Радио

9 253

10 300

11 845

12 674

Наружная реклама

25 200

29 700

34 300

37 044

Интернет (в т.ч.  контекстная реклама) 

19 133

26 800

41 800

56 430

Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры)

2 200

3 100

4 092

4 706

ИТОГО

187 785 

218 700 

263 181

297 092 

 Источник: ZenithOptimedia Russia
*- прогноз

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)

 

2009

2010

2011

2012*

Телевидение* (в т.ч.  кабельно-спутниковое) 

-18%

15%

18%

10%

Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания)

-44%

7%

6%

5%

Радио

-29%

11%

15%

7%

Наружная реклама

-40%

18%

15%

8%

Интернет (в т.ч.  контекстная реклама) 

9%

40%

56%

35%

Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры)

-19%

41%

32%

15%

ИТОГО

-27%

16%

20%

13%

Мировой позитив

В отличие от российского рынка, ZenithOptimedia повысило свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2012 году:  по ожиданиям агентства, они вырастут на 4,8% против 4,7% в декабрьском прогнозе и достигнут 489 миллиардов долларов. Рост в 2013 году составит 5,3%, а в 2014 -  6,1%.

Положительные изменения связаны, в первую очередь, со снизившимся риском финансового коллапса в еврозоне, несмотря на ухудшение краткосрочных экономических показателей в регионе. Дополнительный рост рынку в 2012 году обеспечат Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США.

Рынок Восточной Европы в 2012 году вырастет на 6,5%. Экономическая ситуация в Западной Европе более нестабильна. В этом регионе в 2012 году прогнозируется рост на 1,5%. Североамериканская экономика выглядит гораздо более здоровой. Агентство оценивает рост этого рынка на 3,6% в 2012 году. Азиатско-тихоокеанский регион покажет рост на 7,4%. Самым быстро растущим рынком в 2012 году будет Латинская Америка – на 9,2% относительно прошлого года.

Большую часть роста мирового рынка будут обеспечивать развивающиеся страны. По оценкам ZenithOptimedia, их вклад в рост глобального рынка в 2011-2014 гг. составит более 60%. При этом, вклад в общий рост десяти крупнейших из них составит 49%. Четыре страны БРИК вложат 33% в глобальный рост. Остальные 16% придутся на рынки Индонезии, Аргентины, ЮАР, Южной Кореи, Мексики и Турции.


Страны с наибольшим вкладом в рост мирового рекламного рынка
(2014 к 2011, $млн. по текущему курсу)



Рост объемов

1

Китай

17 158

2

Россия

4 138

3

Бразилия

3 917

4

Индонезия

3 820

5

Аргентина

2 281

6

ЮАР

2 050

7

Южная Корея

1 632

8

Индия

1 571

9

Мексика

1 339

10

Турция

1 167

В списке крупнейших рекламных держав в ближайшие два года нас ждут перемены – в 2014 году Китай переместится с третьего на второе место, превзойдя Японию, а Россия, в 2011 году занимавшая 11 место, войдет в топ-10, встав на 9 место.

Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн по текущему курсу)


2011

Объем


2014

Объем

1

США

154 129

1

США

173 629

2

Япония

45 358

2

Япония

48 825

3

Китай

30 920

3

Китай

48 078

4

Германия

24 441

4

Германия

26 348

5

Британия

18 359

5

Британия

20 214

6

Бразилия

16 012

6

Бразилия

19 930

7

Франция

12 910

7

Франция

13 806

8

Австралия

11 417

8

Австралия

12 696

9

Канада

10 526

9

Россия

12 415

10

Южная Корея

9 809

10

Канада

12 165

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)

 

2010

2011

2012

2013

2014

С. Америка

161 706

164 655

170 662

177 224

185 794

Западная Европа

100 521

101 952

103 519

106 176

109 232

Азия/Тихоокеанский рег.

116 283

123 702

132 881

142 921

154 783

Центральная/Восточная Европа

23 464

25 349

27 003

29 451

32 363

Латинская Америка

32 469

35 614

38 874

42 066

45 707

Ближний восток и Африка

4 881

4 155

4 198

4 313

4 412

Остальной мир

10 731

11 419

12 197

13 263

14 596

Итого

450 055

466 847

489 335

515 414

546 887

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)

 

2010 v 09

2011 v 10

2012 v 11

2013 v 12

2014 v 13

С. Америка

2,7

1,8

3,6

3,8

4,8

из них США

2,3

1,6

3,6

3,8

4,8

Западная Европа

5,1

1,4

1,5

2,6

2,9

Азия/Тихоокеанский рег

10,7

6,4

7,4

7,6

8,3

кроме Японии

19,2

11,7

9,9

10,6

11,2

Центральная/Восточная Европа

7,1

8,0

6,5

9,1

9,9

Латинская Америка

18,8

9,7

9,2

8,2

8,7

Ближний восток и Африка

7,7

-14,9

1,0

2,8

2,3

Остальной мир

14,5

6,4

6,8

8,7

10,1

Итого

6,8

3,7

4,8

5,3

6,1

Расходы на рекламу по медиа ($ млн)

 

2010

2011

2012

2013

2014

Газеты

94 871

91 742

89 953

88 946

88 480

Журналы

43 643

43 003

42 137

41 741

41 674

ТВ

176 820

183 681

193 660

203 444

215 298

Радио

32 013

32 884

33 663

34 799

35 828

Кино

2 319

2 474

2 643

2 848

3 055

Outdoor

29 722

31 315

32 862

34 413

36 108

Internet

65 009

75 748

88 065

102 363

118 943

Итого * 

444 397 

460 847 

482 983 

508 555 

539 386 

 Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.

Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)

 

2010

2011

2012

2013

2014

Газеты

21,3

19,9

18,6

17,5

16,4

Журналы

9,8

9,3

8,7

8,2

7,7

ТВ

39,8

39,9

40,1

40,0

39,9

Радио

7,2

7,1

7,0

6,8

6,6

Кино

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

Outdoor

6,7

6,8

6,8

6,8

6,7

Internet

14,6

16,4

18,2

20,1

22,1

Расходы по типам интернет-рекламы ($млн. по курсу 2010 года)

 

2010

2011

2012

2013

2014

Банеры

21 656

27 248

32 916

39 775

48 404

Classified

10 868

11 673

12 686

13 733

14 950

Контекстная

32 485

36 826

42 463

48 855

55 588

Итого 

65 009 

75 748 

88 065 

102 363 

118 943 

Источник: ZenithOptimedia

Эльдар Соколов, Sostav.ru