29.02.2012

Российским игрушкам не хватает рекламы

Эксперты полагают, что отечественным производителям стоит увеличить расходы на маркетинг

Иллюстрация Fotolia

Российский рынок детских товаров постепенно выходит на докризисные темпы роста. По данным Ассоциации индустрии детских товаров, его объем в 2011 году составил порядка 14 миллиардов долларов, а высокая рождаемость в России, экономические предпосылки и развитие розничной торговли в ближайшие 5 лет приведут к увеличению рынка в 2,5 раза (до 25,5миллиардов долларов). Доля игрушек составляет 16,4% в общем объеме детской продукции.

Доверие покупателя к детским товарам отечественного производства, в частности, игрушкам, постепенно возрастает. Такую тенденцию отмечают ряд экспертов. В частности, смещение потребительских предпочтений с игрушек зарубежного производства на отечественные, отмечается в пресс-релизе исследования российского рынка детских товаров компании DISCOVERY Research.

О данном тренде заявляет и президент ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Однако, по ее словам, игрушки отечественного производства продолжают значительно проигрывать зарубежным, в частности, в вопросах дизайна и технологий.

«Зачастую сказывается технологическая неконкурентоспособность, скромные бюджеты на дизайн и маркетинг, - говорит г-жа Цицулина. - Впоследствии проблема конкурентоспособности отечественных игрушек будет нарастать в связи с вступлением в ВТО, снижением таможенной ставки и введением одинаковых правил для российских и зарубежных производителей».

По данным АИДТ, рынок игрушек в России в течение ближайших лет достигнет объема в 6,5 миллиарда долларов (в 2011 году рынок вырос на 22.5 %, превысив прогнозные показатели в 17% и составил 3,3 млрд. долларов). Он войдет вначале в 10 крупнейших рынков мира в течение 3-5 лет, а затем в пятерку (в течение последующих 5-7 лет)

Необходимость повышения качества и увеличения затрат на маркетинг и продвижение отечественных игрушек отмечает и консультант по  исследованиям «ГФК-Русь» Татьяна Легер. По ее мнению, российские потребители готовы к тому, чтобы покупать больше игрушек, изготовленных российскими производителями. Последние имеют все шансы на увеличение доли своей продукции на рынке, предлагая по конкурентным ценам товары хорошего качества.

«В настоящее время более половины игрушек, реализуемых в России, производятся в Китае. Они дешевые, но при этом низкого качества. Как показывают ряд исследований, для родителей очень важно, чтобы игрушка была произведена из качественных материалов, чего Китай совершенно не гарантирует, - комментирует Татьяна Легер. - Фактически у российского производителя есть шанс увеличить долю на рынке, но пока каких-то подвижек в этом направлении не наблюдается, хотя предпосылки для этого есть. Наши производители пока не научились предлагать продукцию таким образом, как это делают западные коллеги: LEGO, BRATZ и другие. Не хватает, в частности, рекламной поддержки. А ведь реклама, как бы мы к ней не относились, это двигатель торговли».

Как отмечает г-жа Легер, самой неконкурентноспособной подкатегорией товаров для отечественных производителей являются высокотехнологичные игрушки, спрос на которые постоянно повышается. Крупнейшие российские производители игрушек - компании «Весна», «Звезда», «Нордпласт», «Русский стиль», «Стеллар», «Степ Пазл» - в основном занимаются изготовлением товаров из пластмассы и полиграфией. Причины очевидны: в России по-прежнему сильны традиции производства игрушек из данного материала, а также мягких игрушек и кукол, но и они зачастую проигрывают западным по качеству.

Что касается наиболее перспективных рынков для российских игрушек, то, по мнению экспертов, наибольший спрос производителям могут обеспечить регионы.

«Спрос на игрушки иностранного производства существенно выше в крупных городах, где уровень жизни выше, считает Татьяна Легер. – А вот в маленьких населенных пунктах российскому производителю легче всего было бы завоевать аудиторию, т.к. на этих рынках есть потребность в качественных игрушках, которые будут безопасны и доступны по цене».

По данным опроса, проведенного Online Market Intelligence (OMI) для портала Sostav.ru, среди основных факторов, которыми руководствуются родители при выборе игрушек для детей, являются: безопасность (выбрали 87% респондентов), качество продукции (73%), развивающая (обучающая) составляющая игрушки (71%)*. Страна-производитель имеет значение для 26% потребителей. Из них 92% респондентов в числе прочих стран-производителей предпочитают покупать игрушки отечественного производства. Большой популярностью пользуются игрушки производства Германии (70%), Белоруссии (47%), Великобритании (36%) и Италии (34%)

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Таблица 1 Игрушки каких стран-производителей Вы предпочитаете покупать детям дошкольного и младшего школьного возраста?**

Вариант ответа

Доля ответов респондентов, всего

Белоруссия;

47%

Великобритания;

36%

Германия;

70%

Испания;

19%

Италия;

34%

Китай;

4%

Нидерланды;

16%

Россия;

92%

США;

31%

Другая страна;

2%

По данным Online Market Intelligence (OMI)

В опросе прияли участие 3140 человек из российских городов-миллионников, в возрасте от 18 до 55 лет.
**Вопрос задавался только тем респондентам, которые указали как один из основных факторов выбора «страна производства» в первой части опроса.
*** Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.




Товарная структура российского рынка детской продукции в 2011 году, %.
Источник: Ассоциация индустрии детских товаров.

Наталья Малютина, Sostav.ru