21.11.2011

Реклама табачной продукции: вчера, сегодня, завтра

Реклама табачной продукции
Иллюстрация Fotolia

Законодательные инициативы в области борьбы за здоровье нации касаются не только извечной проблемы пьянства, но и табакокурения. Созданный Минздравом «антитабачный законопроект», оставляющий табак без рекламы и спонсорства, заставил переполошиться и некоторых курильщиков, и производителей сигарет.

Законопроект пока не прошел все инстанции, но в министерстве утверждают, что принят он будет в любом случае, а значит, определенные изменения будут внесены и в Закон «О рекламе».

Проследим, как изменился закон в части рекламирования табачной продукции со времени его принятия, и какие инициативы высказывались в последнее время по поводу рекламирования табака и табачных изделий.

  • 1995 год: Принят закон «О рекламе». Рекламирование табака и табачной продукции регулируется статьей 16.

  • Содержание: Распространение:
    Реклама табака и табачных иделий не должна:

    1. содержать демонстрацию процессов курения , а также не должна создавать впечатление, что курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
    2. дискредитировать воздержание от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
    3. обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года
    Реклама табака и табачных иделий не должна:

    1. распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
    2. распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
    3. распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
    4. распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

    Примечание:
    Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов рекламной площади (пространства).

  • 2006 год: принята новая редакция Закона «О рекламе», которая действует до сих пор. Условия рекламирования табака также распространяются на курительные принадлежности, в том числе трубки, кальяны, сигаретную бумагу, зажигалки и другие подобные товары.

  • Содержание: Распространени
    Реклама табака и табачных иделий не должна:

    1. содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

    2. осуждать воздержание от курения;

    3. обращаться к несовершеннолетним;

    4. использовать образы несовершеннолетни

    Реклама табака и табачных иделий не должна:

      1. в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
      2. в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
      3. на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
      4. с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
      5. на всех видах транспортных средств общего пользования;
      6. в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
      7. в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений.

    Примечание:
    Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).


    Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

    Изменения в других документах, не связанных с Законом «О рекламе»

  • 2011 год: Летом текущего года запрещена реклама табачной и алкогольной продукции в московском метрополитене.

    О том, что реклама алкоголя и табака исчезнет из московской подземки, было объявлено еще в мае. Пункт об исключении из перечня рекламируемых товаров данного вида продукции был внесен в конкурсную документацию тендера ГУП «Московский метрополитен», который состоялся в июне. Для табачной промышленности метро являлось одним из немногих доступных каналов коммуникации, поэтому рекламы сигарет там традиционно было много.

    Пока что Москва является единственным городом, где в метрополитене запрещена реклама алкогольных и табачных изделий.

    Документы и инициативы по запрету рекламы табака:

    Пока четких поправок в Закон «О рекламе» по части табачной продукции нет. Однако существует ряд документов и инициатив, с принятием которых табачная отрасль может полностью лишиться рекламы.

    Во-первых, в 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, которая предусматривает полный запрет на рекламу табака и табачной продукции. Поскольку стране, присоединившейся к конвенции, дается пять лет, чтобы привести в соответствие свое законодательство,  все решения должны быть приняты не позднее апреля 2013 года.

    Во-вторых, полный запрет рекламы, спонсорства и стимулирование продажи табачных изделий предусмотрен утвержденной Правительством РФ Концепцией по борьбе с табаком, которая была принята в октябре 2010 года.

    В-третьих, о запрете рекламы табака и табачных изделий говорится в законопроекте Минздрава «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Он также во многом ориентирован на положения Рамочной Конвенции ВОЗ, поэтому в случае его принятия, реклама табачных изделий будет полностью запрещена, а табачные компании больше не смогут заниматься спонсорством.

    Запрет спонсорства табачными компаниями:

    1. В целях сокращения спроса на сигареты Минздрав предлагает запретить стимулирование продажи табачных изделий и потребления табака, а также спонсорство табачными компаниями, в том числе:

    1)     распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно;

    2)     применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе, посредством издания купонов и талонов;

    3)     использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, а также оптовой и розничной торговли товарами, не являющимися табачными изделиями, на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

    4)     использование формы табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, оптовой и розничной торговле;

    5)     демонстрация табачных изделий и процесса их потребления (за исключением демонстрации процесса потребления табачных изделий при информировании об их вреде) во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления;

    6)     организация и проведение мероприятий (в том числе, лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачного изделия;

    7)     организация и проведение массовых культурных, спортивно-зрелищных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых являются прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе, организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;

    8)     спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры.

    2. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. 



Комментарии экспертов:

Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия»:

«Любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, в том числе и в сфере рекламирования тех или иных товаров. Важно, что эти нормы должны учитывать реалии российского рынка, иначе они могут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или не работать вовсе. 

Мы считаем необоснованными предложения о введении полного запрета на рекламу табачных изделий, но поддерживаем инициативу о запрете рекламы в местах, которые наиболее часто и массово посещают несовершеннолетние, таких как метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы и другие объекты транспортной инфраструктуры. Возможно, введение таких мер, как запрет на использование в рекламе табачной продукции привлекательных для подростков образов, будет весьма действенным в борьбе с подростковым курением. В данном контексте можно привести пример новых правил регулирования рекламы алкогольной продукции и пива.

Вместе с этим мы убеждены в том, что полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречащим Конституции РФ».

 

Анатолий Верещагин, директор по коммуникациям JTI:

«От запрета на рекламу пострадает, в первую очередь, потребитель. Запрет фактически нарушает конституционные права граждан на информацию о табаке и табачных изделиях. Президент РФ указал, что «установление запрета на распространение рекламы табака и табачных изделий не соответствует установленным Конституцией РФ основаниям для ограничения прав граждан в части, касающейся неполучения информации о табаке и табачных изделиях» (Письмо № Пр-558 от 27.03.2001).  

Ключевой документ, регулирующий  табачную отрасль на глобальном уровне - рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе с табаком - не настаивает на полном ограничении рекламы, если это идет вразрез с Конституцией или ее принципами.   

В качестве альтернативы полному запрету представляется целесообразным поэтапно ввести дополнительные ограничения на отдельные виды рекламы путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О рекламе» с учетом сохранения права потребителей на получение информации о легально производимых табачных изделиях

Мы поддерживаем предложение о запрете спонсорства табачными производителями и товарными знаками образовательных, медицинских и спортивных мероприятий. Однако вместе с этим мы считаем запреты на корпоративную благотворительность или поддержку культурных мероприятий необоснованными, так как законопослушные производители табачных изделий являются равноправными членами предпринимательского корпуса России».

 

Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП:

«Россия занимает «достойное» первое место по распространенности курения в мире - это результат, в том числе и неэффективного законодательства по рекламе, позволяющего сейчас рекламировать опасный товар в детских журналах типа Cosmo, в метро (за исключением Москвы), в аэропортах, в магазинах, в газетах, в интернет (история Саввиди с его сигаретами Kiss, наглядно показала на какой возраст рассчитана такая реклама и связанные с ней сайты), спонсировать фестивали электронной музыки, телесериалы.

В данном вопросе был выдвинут ряд инициатив, некоторые из которых были приняты. Мы тоже проявляли активность. Наши попытки через ФАС оспорить незаконную табачную рекламу в московском метро (ежедневно перевозящем более 8-ми миллионов пассажиров) не увенчались успехом. Лишь политическая воля нового руководителя Комитета по рекламе и информации Москвы помогла нам с лета 2011 года изгнать табачников и водочников из стен московского метро, запрет появился в условиях тендера.  

Находящиеся на рассмотрении Думы законопроекты, инциированные депутатами по частичным запретам неэффективны, так как не позволяют оградить граждан (в большинстве своем некурящих) от рекламы товара, убивающего своего потребителя. В связи с этим полный запрет рекламы сигарет является наиболее действенным».  

 

Читать также:

SOSTAV.RU Реклама алкогольной продукции: вчера, сегодня, завтра

Наталья Малютина, Sostav.ru