03.11.2011

Nielsen

Экономика снова стала главным предметом беспокойства для потребителей в мире

Основные результаты: по результатам онлайн-опроса глобальный индекс потребительского доверия упал на один пункт до 88; в России индекс потребительского доверия вырос на 7 пунктов; в США индекс потребительского доверия упал на один пункт до 77

 

Индекс потребительского доверия в мире падает уже седьмой квартал подряд и, согласно данным результатов онлайн-исследования компании Nielsen в третий  квартал 2011 года не стал исключением: на 31 из 56 мировых рынков был отмечен спад потребительского доверия.

«Третий квартал был беспокойным и сложным для мировой экономики и финансовых рынков на фоне застывших показателей безработицы в США и усугубления долгового кризиса в евро-зоне», - заявил говорит Д-р Венкатеш Бала, Главный экономист The Cambridge Group (часть Nielsen). «Среди потребителей растут кризисные настроения, и более половины заявляют, что ощущают экономический спад. Это на 4 процентных пункта выше показателя прошлого квартала и на семь пунктов выше показателя начала года. В результате мы имеем сдержанность в отношении необязательных расходов и вероятное продолжение данной тенденции в следующем году».

Результаты исследования в третьем квартале 2011 года показали, что большинство респондентов (64%) в мире считают, что сейчас не лучшее время для трат. При этом каждый пятый европеец и каждый третий североамериканец сообщают, что у них нет свободных денег. Прогноз для потребителей в этом регионе более пессимистичен, чем в разгар экономического кризиса 2009 года. Из тех североамериканцев и европейцев, кто ощущает экономический спад, примерно 60% полагают, что он продолжится в следующем году. В первом квартале 2009 года таких ответов было 54%.

Обостряются опасения относительно национальных экономик

Экономика снова стала главным источником беспокойства онлайн-потребителей по всему миру, набрав 18% голосов. Последний раз экономика возглавляла список источников беспокойства в четвертом квартале 2010 года, затем в первой половине 2011 года ее место заняло опасение роста цен на продукты питания. Далее следует боязнь увольнения, указанная 14-ю процентами потребителей: здесь мы видим рост на 5 процентных пунктов по сравнению с аналогичной цифрой три месяца назад. Замыкают пятерку самых насущных проблем респондентов баланс между работой и личной жизнью, рост цен на продовольствие и беспокойство о здоровье.

Как сообщает д-р Бала, «на фоне буксующего рынка труда и неуверенности в перспективах мировой экономики в третьем квартале боязнь увольнения и прочих экономических рисков во многих странах мира достигает рекордных отметок».

Российские онлайн-респонденты по-прежнему больше всего беспокоятся о своем здоровье (15%), однако, число тех, кого больше всего волнует рост расходов на ЖКХ (11%) выросло по сравнению со вторым кварталом 2011 года. Обеспокоенность состоянием экономики выразили 10% опрошенных россиян, что на 3 пункта выше второго квартала 2011 года.

Намерения в области расходов

Компания Nielsen впервые спросила респондентов о том, как они распределяют свой ежемесячный бюджет и в какой части они увеличат или уменьшат затраты, если их бюджет увеличится или уменьшится на 10%. «Результаты очень показательны, - сообщает д-р Бала. В большинстве случаев отмечается чувство усталости и подавляемое желание передышки. В случае 10-процентного увеличения бюджета мы видим желание увеличить расходы на

развлекательные категории, например «туризм и путешествия» (+29%) и «отдых и развлечения» (+20%). Также имеется ощущение экономической нестабильности и необходимость подстраховки, таким образом, потребители также увеличивают «сбережения/инвестиции» (+25%).”

С другой стороны, при уменьшении бюджета на 10% уменьшаются необязательные расходы, особенно в области «одежды и обуви» (-21%) и «посещений ресторанов» (-18%). Потребители также указали на сокращение расходов на «электронику и бытовую технику» (-14%). «Эти три сектора окажутся наиболее уязвимыми при ухудшении экономического климата», - продолжил д-р Бала.

В ситуации вынужденного сокращения бюджета респонденты на 10% сократят «сбережения/инвестиции». «Асимметрия по отношению к их увеличению означает, что, желая сохранить и увеличить свои накопления, респонденты также осознают, что могут столкнуться с еще более тяжелой экономической ситуацией», утверждает д-р Бала.

Европа: Запад борется, Восток улучшается

Европейские страны остаются одними из наиболее пессимистично настроенных. «По всей зоне евро процветает долговой кризис и крайне высокая нестабильность финансовых рынков, что снижает уровень доверия потребителей, особенно в Португалии (40), Ирландии (64), Греции (51) и Испании (56): в каждой из этих стран Индекс потребительского доверия значительно ниже общеевропейского уровня в 74 пункта», - продолжил д-р Бала. Несколько рынков сообщили о двузначном падении индекса доверия потребителей, причем, наиболее значительное снижение зафиксировано во Франции - на 13 пунктов, до 56.

В то время как Западная Европа переживала сложный квартал, несколько стран Восточной Европы победили негативную тенденцию, и в девяти из десяти стран-участниц опроса, потребительское доверие начало восстанавливаться.

Россия, самая крупная экономика Восточной Европы, продемонстрировала рост Индекса потребительского доверия на 7 пунктов по сравнению со вторым кварталом 2011 года, до отметки в 89 пунктов. «С 2008 года российские потребители сдерживали свои траты, однако в третьем квартале 2011 года они предпочли стратегию «здесь и сейчас», - говорит Пол Уокер, Региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе. «В третьем квартале уверенность онлайн-респондентов в России в состоянии собственных финансов возросла, хотя покупательная способность еще не восстановилась в полном объеме и россияне проявляют осторожность в своих надеждах на будущее».

Исследование Nielsen

Оставаясь ниже среднего уровня потребительского доверия по Европе страны Прибалтики - Латвия (69), Литва (71) и Эстония (72) - показали самый высокий по региону рост, - на 12, 11 и 6 пунктов соответственно. «Рост индекса потребительского доверия произошел благодаря улучшению макроэкономических показателей. Показатели роста ВВП в Прибалтике, где наблюдается постепенное снижение уровня безработицы, самые высокие по Европе», - комментирует Марти Муна, руководитель отдела потребительских исследований Nielsen в Прибалтике. «Однако поскольку продовольственная инфляция составляет около девяти процентов, рост объема потребительской корзины по сравнению с прошлым годом минимален, и потребители остаются очень осторожными, предпочитая накопление тратам».

Польша также восстановилась после предыдущих двух кварталов падения индекса потребительского доверия: он вырос на 8 пунктов и составил 74 пункта. «Польша была единственной европейской страной, не пострадавшей от кризиса в 2009 году, однако недавно она испытала на себе действие экономической неустойчивости», - сообщил Кириякос Кирияку, Региональный директор Nielsen в странах Восточной Европы. «Население боялось худшего из-за роста безработицы и цен на нефтепродукты, однако теперь они осознали, что их страхи, вероятно, были преувеличены, и смотрят на будущее более оптимистично».

Глобальное онлайн исследование было проведено Nielsen с 30 августа по 16 сентября 2011 года среди почти 28 тыс. респондентов из числа регулярных интернет-пользователей в 56 странах мира, включая Россию, с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. Уровень потребительского доверия выше и ниже базового уровня в 100 пунктов демонстрирует оптимистичный и пессимистичный настрой. Индекс потребительского доверия Nielsen базируется на таких показателях, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой стране квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна онлайн аудитории. Максимальная возможная статистическая ошибка ±0.6%.