24.10.2011

«Евросеть» уступила «Связному» по выручке

"Евросеть" впервые заработала меньше "Связного". Однако сам ритейлер отрицает эту информацию

«Евросеть» уступила «Связному» по выручке "Связной" смог обогнать главного конкурента - "Евросеть" - по выручке за первые шесть месяцев 2011 года. К такому выводы пришли "Ведомости", изучив аудированный отчет голландской Euroset Holding, которой принадлежит 100% "Евросети". Согласно отчету, ритейлер заработал 28,58 миллиарда рублей, увеличив выручку на 3,6%. Основной конкурент за этот же период заработал 29,33 миллиарда рублей. Выручка увеличилась на 26%, говорится в неаудированном отчете по МСФО.

Президент "Евросети" Александр Малис не верит в 26%-ный рост конкурента. Он находит, что бизнес "Евросети" и "Связного" принципиально одинаковый. Основной доход ритейлерам приносят продажи телефонов и других товаров, на них приходится около 75% выручки. Остальное приносят комиссии сотовых операторов за продажу sim-карт и финансовые услуги - это "единицы процентов" выручки. По данным Малиса, за полгода "Связной" продал 3,9 миллиона телефонов на 16 миллиардов рублей, а "Евросеть" - 4,8 миллиона на 19,6 миллиарда рублей.

По другим показателям "Евросеть" также лидирует: чистая прибыль составила 1,46 миллиарда рублей против 139,4 миллиона рублей у "Связного", EBITDA - примерно 2,1 миллиарда рублей против 1,37 миллиарда рублей, чистый долг - 9,22 миллиарда рублей против 8,7 миллиарда рублей. При этом "Евросеть" владеет 4500 салонами, а "Связной" отстает почти в 1,7 раза - у него 2700 точек.

В доходы "Связного" включен заключительный платеж от МТС за создание для нее монобрендовой розничной сети - 1,6 миллиарда рублей, говорит глава "Евросети". Без них "Связной" остался бы убыточным, замечает он. это подтверждает гендиректор группы "Связной" Денис Людковский, но это менее 10% от валовой прибыли ритейлера за полгода, т. е. менее 1 миллиарда рублей. Представитель МТС не прокомментировал ситуацию.

Первенство "Связного" Малис считает мнимым и объясняет оптовыми продажами с отрицательной прибыльностью, в том числе и внутри группы. Поэтому и в целом у "Связного" чистая прибыль небольшая, считает он. У самой "Евросети" чистая прибыль за полгода сократилась почти на 25%, но рентабельность по этому показателю на порядок выше, чем у конкурента - 5,1%. "Если сравнивать ритейл с ритейлом, мы ушли вперед, увеличив отрыв", - уверен он.

Выручка "Связного" целиком сформирована операционным бизнесом, заверяет Людковский. А полугодовая рентабельность "Связного" по EBITDA согласно завизированному Ernst & Young отчету выросла за год с 1,3 до 4,7%, отмечает он.

Выручка "Связного" росла за счет серьезного увеличения продажи модемов (в 2,2 раза), ноутбуков, нетбуков и планшетов (+139%), навигаторов (+45%). Компания стала больше зарабатывать на комиссиях от финансовых услуг - приема платежей в счет погашения кредитов, денежных переводов, пополнения карт "Связного банка" и т. д. В первой половине 2011 года удельный вес этих комиссий в выручке группы составил 10%, почти удвоившись по сравнению с уровнем годичной давности (менее 6%). Примерно на 75% вырос оборот интернет-магазина, за полгода составивший 1,09 миллиарда рублей.