30.09.2011

Половина российских кинотеатров «оцифровалась»

Формат 3D и прокатчики стимулируют переход на цифровые проекторы

Иллюстрация фотобанка FOTOLIA

Отечественные киносети потратили на открытие новых залов и модернизацию существующих 5,5 миллиарда рублей в течение года (с июля 2010 по июнь 2011). Количество цифровых залов увеличилось на треть и достигло 1226 – то есть половина кинотеатров перешли на цифровые проекторы. Всего в стране действует 2564 современных кинозала, сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследовательскую компанию «Нева Research».

В конце 2008 года в России было 90 цифровых залов, через год – уже 323. В следующем году «оцифруются» около 70% залов, а в 2013-м – практически все, прогнозируют аналитики.

Стремительная цифровизация 2009 года связана с премьерой «Аватара» Джеймса Кэмерона. Руководителям кинотеатров показали отрывки из фильма, и многие тогда решили, что фильм ждет большой успех. Ожидания оправдались: «Аватар» стал самым кассовым фильмом в истории, только в России он собрал 133 миллионов долларов, из них 78,3 миллиона долларов – в 3D-залах. Прошедший год отметился большим количеством 3D-премьер. Массовый спрос на цифровые проекторы привел к дефициту, кинотеатры ожидали поставок в течение нескольких месяцев. Цифровой проектор обходится дороже традиционного пленочного. Комплект для показа 3D-фильма стоит около 100 тысяч долларов, а пленочный проектор можно купить за несколько тысяч долларов.

Вторая волна связана с позицией прокатчиков. Чтобы получить доступ к хорошему репертуару, кинотеатры вынуждены покупать новые проекторы. Прокатчики не хотят печатать пленочные копии, часть фильмов даже не выходит на пленке, говорит руководитель проекта «Кино сити» Эдуард Пичугин. Например, в начале сентября только в цифре вышел фильм «Два дня» режиссера Дуни Смирновой (прокатчик – «Централ партнершип», ЦПШ). Президент ЦПШ Марк Лоло пообещал, что в следующем году у них 90% копий будут цифровыми. Зарубежные студии также грозятся, что со следующего года будут выпускать фильмы для России только на цифровых копиях.

С другой стороны, цифровые копии стоят дешевле и облегчают логистику. Так, себестоимость пленочной копии составляет 1000 долларов, цифровой – всего 100 долларов. ЦПШ уже передавала копии фильма по интернету; если такой способ станет массовым, снизится и стоимость логистики.

Директор по маркетингу «Киномакса» Мария Катанова отмечает: «Нам это не слишком нравится, потому что цифровые проекторы окупаются гораздо дольше, чем пленочные, и мы добиваемся, чтобы у нас было больше времени на такой переход».