27.07.2011

Что нельзя знать детям

Все подробности закона об информационной защите несовершеннолетних

Фото с сайта pushkino.tv

В начале июля Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, вводящий ответственность за распространение информации, способной нанести вред детям. Речь идет не только об интернете и на телевидении, но и рекламе: депутаты полностью запретили размещение рекламной информации на учебниках и тетрадях, а также в непосредственной близости от образовательных учреждений. 21 июля законопроект был подписан президентом России Дмитрием Медведевым. Чтобы разрешить все споры относительно нововведений в правовом пространстве, вызванным новым законом, Sostav.ru и эксперт компании "Консультант Плюс" Илья Керенский решили детально разобрать его основные положения.

Указанный выше законопроект (назовем его Законом об ответственности) был принят в целях реализации положений федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее Закон о защите детей от информации). Напомним, что действие этого закона распространяется на информационную продукцию, которая содержит сцены насилия, побуждает детей к совершению противоправных деяний, вызывает страх или панику, содержит бранные слова и может повредить нравственному развитию ребенка. В Законе о защите детей информации были определены правила маркировки продукции такого рода специальными знаками, показывающими, какой возрастной категории среди несовершеннолетних данная продукция может быть распространена (форма знака о запрете распространения в настоящее время еще не утверждена). Кроме того, там были установлены требования к появлению этой информации в теле- и радиоэфире.

Закон об ответственности вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и некоторые другие нормативно-правовые акты. Он применяется в отношении следующей продукции: средств массовой информации; иной информационной продукции; информации в информационно-коммуникационных сетях.

В частности, согласно этому закону распространение продукции средств массовой информации может быть запрещено судом по требованию контролирующего органа, при этом суд может временно приостановить распространение, чтобы обеспечить иск. Нормы об ответственности за распространение данной продукции с нарушением порядка, установленного Законом о защите детей, будут включены также в КоАП. При этом ответственности будут подлежать любые субъекты - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Ответственность за распространение информации, не являющейся продукцией СМИ, также будут нести граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, хотя это отдельное нарушение. Наиболее суровое наказание установлено для юридических лиц - наряду со штрафом они могут подвергнуться административному приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.

Установлена также ответственность для операторов связи за нарушение требований к коллективным пунктам доступа в информационные сети (в том числе доступа к интернету). Штраф за этот проступок может достигать 50 тысяч рублей. Напомним, согласно Закону о защите детей от информации операторы связи обязаны обеспечить техническую и программную защиту пунктов доступа от вредной для детей информации. Однако из текста указанного Закона не ясно, каким образом оператор связи может это сделать: отслеживать весь сетевой трафик или же каким-то особым образом взаимодействовать с владельцами пунктов коллективного доступа и настраивать их подключение.

Согласно поправкам к закону "О рекламе" никакая реклама не может быть напечатана в учебниках, учебной литературе, школьных дневниках и школьных тетрадях. Не допускается распространение рекламы в детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных и ряде иных организаций, если в ней содержится информация, запрещенная для распространения среди детей. Также не допускается распространение такой рекламы на расстоянии менее чем 100 м. от границ территорий указанных организаций. Реклама, содержание которой подпадает под требования Закона о защите детей от информации, должна быть помечена информационным знаком.

Закон об ответственности вступит в силу с 1 сентября 2012 года одновременно с Законом о защите детей от информации.

Отметим, что положения Закона о защите детей от информации и Закона об ответственности могут быть реализованы только после принятия ряда подзаконных актов. Подзаконные акты установят технические и программные требования к защите информации, форму информационного знака и иные правила, указанные в Законе о защите детей от информации. Программа разработки и утверждения необходимых актов содержится в Распоряжении Правительства РФ от 16.03.2011 N 427-р. В соответствии с данным распоряжением к марту 2012 года все нужные документы должны быть приняты.

Эльдар Соколов, Sostav.ru