19.07.2011

Генпрокуратура предъявила претензии пенсионному фонду РЖД

Но о санкциях речи не идет, поскольку НПФ пользуются пробелами в законодательстве

"Коммерсант" выяснил подробности недавней проверки Генпрокуратурой деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Проверка проводилась в 25 субъектах РФ и затронула более 60 НПФ, включая крупнейшие. Ее сводные результаты были опубликованы 7 июля, но тогда не были приводились названия "проблемных" фондов. Теперь же стало известно, что, к примеру, НПФ "Благосостояние" и "Надежда" предъявлены претензии в инвестировании средств в ценные бумаги аффилированных компаний. В какие именно бумаги, не уточняется.

Известно, что НПФ "Благосостояние" является акционером нескольких компаний, так или иначе связанных с РЖД. Среди них банк "КИТ Финанс" (57,15% акций), "Трансконтейнер" (5,2% акций), "РЖД — Развитие вокзалов" (75% акций) и другие. "Это несет значительные риски возникновения конфликта интересов, нарушения принципов формирования инвестиционных портфелей",— говорит "Коммерсанту" начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Лариса Коптева.

Многие крупнейшие фонды создавались промышленными компаниями, в том числе государственными, и в дальнейшем их учредители посредством фондов проводили сделки в своих интересах, отмечает газета.

Согласно действующему законодательству, НПФ вправе инвестировать пенсионные резервы в ценные бумаги аффилированных компаний, если они обращаются на бирже. А ограничений в части размещения средств, составляющих имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД), нет вообще. Поэтому в ряде фондов размер ИОУД в разы превышает минимально необходимый уровень в размере 100 миллионов рублей (для фондов, ведущих деятельность по обязательному пенсионному страхованию). Например, у "Газфонда" оценка ИОУД составляет 35 миллиарда рублей, у "ЛУКОЙЛ-Гаранта" — 24,2 миллиарда, у НПФ "Сургутнефтегаз" — 13,7 миллиарда.

Однако пока, несмотря на претензии Генпрокуратуры, никакие санкции фондам не грозят.

"Возможность пресечения подобной практики и применения санкций в настоящее время ограничена, так как в законе отсутствуют четкие критерии аффилированности с НПФ и не установлены ограничения использования имущества фондов аффилированными лицами",— говорит "Коммерсанту" Лариса Коптева. По ее словам, Генпрокуратура по итогам проверки предложила правительству устранить этот пробел в законодательстве.