19.07.2011

Общественники предлагают «кошмарить» ритейлеров за некачественные продукты

Защитники прав потребителей выступили за ужесточение проверок и увеличение штрафов для недобросовестных продавцов

Международная конфедерация обществ потребителей (МКОП) разработала законодательные инициативы, которые помогут бороться с некачественными продуктами питания на прилавках. Общественники предлагают не только ужесточить штрафы до полумиллиона рублей, но и отменить закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля». Инициативы были направлены в Роспотребнадзор и Минэкономразвития, пишет «Маркер».

Больше всего МКОП беспокоит увеличившаяся в 1,5 раза смертность от кишечных заболеваний в России. Поэтому организация и выступила со своими предложениями, рассказал председатель МКОП Дмитрий Янин. По его словам, Роспотребнадзор и Минэкономразвития серьезно отнеслись к предложению увеличить штрафы и сейчас обсуждают его. Действующее законодательство устанавливает штрафы за торговлю несвежими или зараженными продуктами до 20 тысяч рублей, но, как показывает практика, средний штраф составляет 5 тысяч. Для крупных производств и торговых сетей это небольшие деньги.

При этом надзорные органы не одобрили отмену президентского закона. Защитники потребителей считают его причиной огромного количества испорченных продуктов питания, потому что он защищает предпринимателей от частых проверок. Плановые проверки проходят раз в три года, а для внеплановой нужна санкция прокурора. Чтобы ее добиться, должно быть зафиксировано отравление или летальный исход из-за некачественного товара. При этом не факт, что пять пострадавших покупателей, пожаловавшихся на один и тот же супермаркет, станут веской причиной для этой проверки, отмечает Янин. Чтобы приостановить хотя бы на время производство опасного продукта или прикрыть до выяснения обстоятельств торговую точку, одного звонка также недостаточно. Действующая система претензий выглядит следующим образом: необходимо приехать в СЭС или Роспотребнадзор в приемные часы, написать заявление; его вместе с результатами анализов передадут ответственному эксперту. Он, в свою очередь, соберет пакет документов и отправится в приемные часы в прокуратуру и подаст жалобу. На это может уйти несколько месяцев, объясняет председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. К моменту проверки испорченный продукт будет уже либо утилизован, либо реализован.

Недобросовестность ритейлеров подтверждает и директор пресс-центра МГУПП Анна Заднепровская: «Сказать, что какая-то из торговых сетей не продает просроченной или зараженной продукции, значит соврать». По данным Аншакова, особенно отличаются в этом плане сети «Перекресток» и «Седьмой континент», с которыми идут судебные разбирательства из-за просрочки. Он сообщил, что прошлым летом через салат в «Перекрестке» гепатитом А заразилось 828 человек. В результате сеть отделалась лишь штрафом в 20 тысяч рублей.