19.07.2011

Потенциалу сельского туризма в России не дают развернуться

Из-за отсутствия инфраструктуры, поддержки и нормативной базы зарождающийся российский агротуризм может погибнуть

Агротуризм является одним из самых молодых направлений туриндустрии. По некоторым подсчетам, ему нет еще и сорока лет. «Зеленый» туризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

В настоящее время сельский туризм наиболее развит в Европе. Исследования показывают, что популярность отдыха на селе настолько велика, что порядка 35% населения Европы предпочитает отдых в сельской местности поездкам на раскрученные курорты. При этом сама сфера деятельности приносит около 10-20% от общего дохода туриндустрии.

Из всех европейских стран одно из лидирующих мест по развитию агротуризма занимает Италия. По данным итальянского журнала Oggi организацией сельского туризма на Аппенинском полуострове занимается более 10 тысяч ферм, на территории которых есть небольшие гостиницы. А ежегодный оборот от агротуризма в этом регионе составляет почти 552 миллиона долларов.

При этом в каждой стране, активно развивающей агротуризм, существуют свои оригинальные методы привлечения клиентов. В США, к примеру, у агротуристов особенно популярны так называемые кукурузные лабиринты. Впервые такой лабиринт создал американский фермер Бретт Хербст в середине 90-х годов, где он предлагал туристам погулять по кукурузным коридорам за определенную плату. В настоящее время эта забава получила дальнейшее развитие. Фермеры из североамериканского региона начали прятать в лабиринте небольшие призы и давать туристам несколько подсказок.

В этом году русскоязычный журнал Forbes составил список из девяти стран, наиболее интересных для агротуризма. В него вошли Хорватия, Украина, Чехия, Армения, Шри-Ланка, Польша, Кипр, США, Италия

В России агротуризм начал развиваться сравнительно недавно – с середины 90-х. При этом, по оценкам экспертов, у сельского туризма в России – большие перспективы. Показатель туристского потенциала России составляет 55,8%, другими словами, чуть более половины территории страны может быть задействовано в туриндустрии. Для сравнения, в Италии этот показатель равен 49%. К тому же, российские площади сельхозугодий, которые являются базой для развития агротуризма, не сравнить с площадями европейских стран. Так что российским предпринимателям есть, где развернуться.

Однако на одном потенциале далеко не уедешь, а о наличии благоприятных условий для развития агротуризма в России пока что можно только мечтать. Как сообщил корреспонденту Sostav.ru председатель Ассоциации содействия развитию агротуризма «АгроТуризм ассоциация» Тарас Астахов, в нашей стране существует три основные проблемы, мешающие продуктивному развитию агротуризма.

Первой и наиболее важной проблемой является отсутствие должной финансовой поддержки сельского туризма. Несмотря на то, что региональные власти принимают целевые программы, предусматривающие субсидирование сельского бизнеса, на практике эффективность данных документов не так высока.

Вторая проблема – отсутствие нормативного регулирования данного вида деятельности. Как считает г-н Астахов, для агротуризма в России нужен закон, который бы описал систему возникновения и развития сельских турхозяйств.

Третья проблема заключается в отсутствии развитой инфраструктуры.

До многих хозяйств, принимающих у себя туристов, трудно добраться из-за элементарного отсутствия дорог, которые сами хозяева проложить не в состоянии

В особо тяжелых условиях находятся энтузиасты, в избытке имеющие желание организовать бизнес, но не имеющие к этому достаточных средств. «Предоставляемых субсидий зачастую не хватает, а банковские структуры пока не могут эффективно кредитовать данный вид бизнеса, поскольку он по сути как бизнес пока у нас не существует» - говорит Тарас Астахов.

С подобными проблемами столкнулась Вера Курец – идеолог агротуризма из Калужской области. Сельским туризмом она начала заниматься десять лет назад. Сейчас является хозяйкой «Гостевого дома под липами» и исправной налогоплательщицей. Интересно, что Вера Ивановна нашла нестандартное решение одной из проблем. Строительство гостевых домов – дело очень затратное. Небольшой домик может обойтись хозяину в 200-300 тысяч рублей. Чтобы избежать убытков, предприниматели купили старый домик в соседней деревне, разобрали его, перевезли и собрали снова. Получилось очень добротное сооружение.

«Выход всегда можно найти. Агротуризм – очень перспективное направление. Этим стоит заниматься, хотя начинать такой бизнес с нуля в нашей стране очень тяжело» - считает Вера Ивановна.

 Крайне полезным для российских властей может оказаться зарубежный опыт поддержки предпринимателей, занимающихся сельским туризмом. В Австрии, к примеру, крестьяне, принимающие туристов, получают льготы по налогообложению в течение 40 лет. В Италии Федеральный закон о развитии аграрного туризма как сектора национальной экономики был принят еще в 1985 году и предусматривает целый комплекс мер по поддержке агротуризма.

По данным ассоциации, в России насчитывается около 6 000 хозяйств, занимающихся агротуризмом. По некоторым подсчетам фермер, имеющий несколько гостевых домов, способных в целом вместить до девяти человек, за летний сезон может заработать до 350 тысяч рублей, если средняя стоимость проживания составляет 400 рублей в сутки с человека, а при условии, если туристический сезон длится круглогодично, эта сумма может возрасти как минимум в два раза.

О прелестях сельского туризма на собственном опыте знают и многие горожане по всей стране. К примеру, Константин Кореневский, частный предприниматель из Новосибирска, окунулся в безмятежное спокойствие деревенской жизни два года назад, когда отправился вместе с друзьями в Горный Алтай. Своими впечатлениями он поделился с Sostav.ru:

«Во время одной из прогулок я набрел на маленькую деревеньку. На одном из домов увидел объявление: «Примем постояльца. Питание, жилье в обмен за помощь по хозяйству». Я, не раздумывая, постучал в дверь. Неделю провел вместе с хозяевами, работая в конюшне и на огороде. В обмен хозяева кормили меня вкуснейшей домашней едой и научили ездить на лошади. Я даже заплатил в благодарность какую-то сумму денег. Потрясающе провел время и планирую снова туда вернуться, как только будет возможность, но теперь уже с семьей».

Несмотря на то что, россияне начинают проявлять интерес к новому виду отдыха, эксперты констатируют, что в последние годы внутренний туризм находится в состоянии стагнации. В то время, как потенциал российского агротуризма отчаянно ждет своего звездного часа, россияне продолжают вывозить капитал за границу, а туристы из зарубежных стран все меньше интересуются отдыхом в России.

По данным, опубликованным на сайте Newsland.ru, в 2010 году российские туристы оставили за рубежом 26,5 миллиарда долларов, в то время, как зарубежные туристы привезли в Россию только 9 миллиардов, а турпоток иностранцев за первый квартал этого года снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

В заключении можно добавить, что на фоне растущей популярности агротуризма в Европе Россия имеет шанс на привлечение туристов не только внутри страны, но и из-за рубежа. Единственное, что осталось сделать – как можно скорее создать необходимые условия для развития этого перспективного бизнеса.

Наталья Малютина, Sostav.ru