11.07.2011

SharePoint занял уверенные позиции на мировом рынке IT-технологий

 В этом году SharePoint празднует свое десятилетие – впервые продукт с таким названием появился в линейке Microsoft в 2001 году. За это время SharePoint прошел большой путь – от простого внутреннего портала для обмена документами до полноценной бизнес-платформы для взаимодействия сотрудников, партнеров и клиентов.

Крупнейшие мировые аналитики, такие как Gartner и Forrester, называют SharePoint лидирующим продуктом в своем классе. Половина проектов, которые занимают первые места на различных отраслевых конкурсах (например, Best Intranet Russia или Intranet Design Annual) работают на SharePoint. «Ни одна другая портальная платформа не может похвастаться такими успехами», - считает Роман Щемелев, менеджер по продукту SharePoint, Microsoft в России.

Почему SharePoint

SharePoint помогает организациям повысить производительность труда офисных сотрудников. Работа с порталом SharePoint мало чем отличается от работы с привычными приложениями Microsoft Office или Интернет-сайтами. То есть, любой пользователь, знакомый с компьютером, сможет освоить и SharePoint. Похоже, Microsoft действительно попытался выработать лучшее решение, которое может использовать каждый сотрудник в организации.

Весомым плюсом этой платформы является возможность работать над одним содержимым нескольким людям сразу. Это помогает избавиться от необходимости пересылать туда-сюда электронные письма с вложенными файлами. Доступ к важным документам (например, маркетинговым бюджетам, брифам для рекламных агентств, медиа-планам) осуществляется через систему SharePoint, так что все используют одну версию и видят один и тот же документ.

Кроме того, с платформой можно работать практически с любого устройства – будь то персональный компьютер, планшетник или коммуникатор.

«Мы снабдили SharePoint особыми функциями, - комментирует преимущества продукта Роман Щемелев. – Так, с SharePoint 2010 клиенты могут реализовать свои потребности по построению системы управления документами, но они, как правило, хотят также осуществлять поиск, бизнес-анализ, совместную работу. Компании могут выбрать SharePoint как систему управления документами и получить также другие рабочие инструменты. Одна программа обучения, одна стоимость лицензии, единые требования к квалификации персонала – не нужно внедрять множество разных систем и платить за каждую в отдельности».

Еще одним значимым фактором при выборе платформы SharePoint является ее «открытость», которая позволяет реализовывать широкий выбор решений в зависимости от потребностей заказчика, применять инструментальные программные средства, использовать открытые стандарты. В связи с этим Microsoft обладает значительной экосистемой партнеров, накопивших большой опыт внедрения SharePoint и предлагающих заказчикам собственные разработки на основе данной платформы, заточенные под определенные бизнес-процессы.

Использование партнерских решений дает компаниям возможность не только значительно сократить сроки, стоимость и риски проектов по внедрению, но и реализовать специфические задачи по организации внутренних и внешних бизнес-процессов.

Возврат инвестиций

Относительно недавно компания Forrester выпустила исследование по оценке экономического эффекта от внедрения SharePoint 2010, основанное на практике использования SharePoint в крупных компаниях по всему миру. В рамках этого исследования Forrester сопоставила совокупные затраты на полноценное внедрение SharePoint (включая стоимость лицензий, оборудования, работы сотрудников ИТ и внешних консультантов и пр.) с выгодами, достигаемыми за счет сокращения ИТ-затрат при консолидации нескольких решений на платформе SharePoint и повышения производительности труда офисных сотрудников. Цифры, приведенные в данном исследовании, свидетельствуют, что норма возврата инвестиций во внедрение SharePoint составляет 108% с поправкой на риск, а срок окупаемости – менее одного года.

«Отдача от инвестиций в Microsoft SharePoint Server 2010 видна уже сейчас. Корпоративный портал стал единой информационной средой для сотрудников компании. А время согласования документов с использованием SharePoint уменьшилось в 2-4 раза. И даже в случае задержки теперь всегда можно увидеть, у кого из согласующих лиц «застрял» документ. Стало возможным создавать необходимый отчет о работе ИТ-отдела с графическим представлением всего за 1 минуту. А благодаря новым мощным средствам визуализации повысилась и наглядность отчетов», - рассказывает о своем опыте внедрения SharePoint Сергей Крутов, начальник отдела корпоративных информационных систем Уральского филиала ЗАО «КОМСТАР-Регионы».

Этот пример в очередной раз доказывает, что современные условия ведения бизнеса на фоне жесткой конкуренции и нестабильности экономических условий предъявляют повышенные требования к оперативности и качеству принимаемых решений на всех уровнях управления предприятием или организацией. Невозможно эффективно управлять компанией без использования современных средств информационного обеспечения, в том числе, методов и средств бизнес-аналитики.

Анализируй это

SharePoint Server можно использовать для наглядного отображения данных бизнес-аналитики. Excel, Visio Services и Performance Point Services позволяют строить наглядные и профессионально оформленные отчеты, графики, диаграммы и панели ключевых показателей. Например, сотрудник компании может использовать Microsoft Excel 2010 и SharePoint для анализа существующих данных учетной системы о продажах и имеющихся в CRM-системе возможностей и принимать взвешенные деловые решения о запуске новой маркетинговой программы по стимулированию сбыта.

«С внедрением «Системы Мониторинга и Анализа» Клиентская служба «Меткомбанка» получила возможность оперативного сбора информации о корпоративных клиентах и формирования актуальных витрин данных не только в установленных формах, но и в любых интересующих аналитических срезах. Руководству банка были продемонстрированы действенные инструменты оценки эффективности работы клиентской службы на основании динамики изменения контрольных показателей (KPI), которые могут оказать существенную помощь в стратегическом управлении бизнесом», - рассказывает Дмитрий Малоземов, заместитель Председателя Правления ОАО «Меткомбанк».

Если подсистема бизнес-аналитики и отчетности позволяет работать со структурированной информацией, то система поиска призвана помочь разобраться с огромным массивом неструктурированных данных. Для этого Microsoft интегрировала с SharePoint поисковый движок «FAST» - одну из лидирующих технологий поиска в мире, приобретенную Microsoft в 2008 году. С точки зрения пользователя FAST for SharePoint – невидимый продукт. Для пользователя только появляется больше функционала в новых веб-частях поиска на привычном портале SharePoint.

Благодаря FAST можно получить доступ к информации вне зависимости от того, где и в каком формате она хранится. Можно индексировать документы, расположенные на портале SharePoint, файловых серверах, в общих папках Exchange, веб-сайтах, Lotus Notes и EMC Documentum, а также практически в любых других источниках контента, создавая собственные коннекторы при помощи служб Business Connectivity Services.

При этом FAST учитывает уровень доступа к документам во внешних системах – на странице результатов поиска пользователь увидит только те элементы, к которым у него есть доступ. FAST способен индексировать более 400 различных типов файлов (включая все форматы Microsoft Office, Adobe PDF, HTML, TIFF и пр.) на 85 языках.

FAST снабжен широкими лингвистическими функциями, что позволяет осуществлять поиск с учетом синонимов, написания запроса на различных языках, а также написания слов с орфографическими ошибками и на основе фонетического сопоставления. FAST может анализировать введенную фразу, разбивать ее на смысловые блоки и автоматически применять фильтры к результатам поиска.

FAST не просто обеспечивает индексацию контента и представление результатов поиска, но и позволяет пользователю эффективно работать с этим контентом прямо на странице результатов поиска. Для этого предусмотрены возможности сортировки по любому из свойств, уточнения (фильтрация) результатов на основе автоматически выделенных метаданных, эскизы документов, предварительный просмотр презентаций PowerPoint, элементы визуальной навигации (слайдеры, диаграммы, контекстные баннеры) и многое другое.

Как отмечают в Microsoft, FAST за счет гибкости настройки помогает создавать приложения, которые используют алгоритмы поиска для специализированных задач. Среди примеров таких поисковых приложений можно выделить систему мониторинга онлайн-ресурсов для сбора информации о тенденциях рынка, предложениях конкурентов, уровне цен, отраслевых событиях, упоминания компании в прессе и прочее. FAST автоматически обходит и индексирует выбранные веб-ресурсы, классифицирует, группирует и очищает их и предоставляет пользователю удобный интерфейс для работы с результатами такого анализа.

«Аналитическая система, построенная на базе FAST Search for SharePoint, позволяет нам оперативно мониторить, классифицировать и анализировать необходимую информацию о рынках, компаниях и событиях. Это автоматизировало процесс сбора и обработки источников информации, классификацию и последующий поиск необходимых данных, - делится своими впечатлениями о внедрении системы Сергей Сичкар, директор по ИТ-развитию Группы «ИФД КапиталЪ». - Уже на стадии запуска пилотной версии был виден потенциал системы, которая со временем разовьётся в полномасштабную базу знаний, которой будут пользоваться не только аналитики, но и специалисты других подразделений, в работе которых необходима доступная, легко находимая и подготовленная к дальнейшему анализу и использованию информация».

SharePoint как бизнес-инструмент

В целом, версия SharePoint Server 2010 позиционируется уже не только как внутрикорпоративная система, но и как средство для построения открытых интернет-порталов. Как отмечает Роман Щемелев, SharePoint for Internet Sites (FIS) достаточно широко распространен в мире. В настоящий момент насчитывается несколько тысяч клиентов, использующих SharePoint для своих веб-сайтов, большая часть из которых – крупные холдинги: Volvo.com, Ferarri.com, Craft.com, Infosys.com, AMD.com.

«На самом деле, внедрения SharePoint FIS есть и в России – в государственных структурах, секторе телекоммуникаций и медиа, в промышленности, хотя таких примеров пока и не очень много. На мой взгляд, использование SharePoint FIS становится оправданным, когда веб-сайты компаний достигают определенного уровня зрелости, переставая быть просто визитной карточкой в сети Интернет и становясь полноценным инструментом коммуникаций и взаимодействия с клиентами, партнерами и другими стейкхолдерами», - объясняет Роман.

Сейчас в России наблюдается как раз период такой трансформации, когда компании стремятся монетизировать свои веб-активы, вовлечь заказчиков и партнеров во внутренние бизнес-процессы, выстроить открытые взаимоотношения со своими контрагентами, переместить большую часть услуг из оффлайна в онлайн. Потребности в своевременном доступе к актуальной информации для принятия взвешенных бизнес-решений все время растут, равно как и растет объем доступной информации. Это реалии ведения бизнеса сегодня, это требования заказчиков. И, как показывает опыт клиентов Microsoft, SharePoint может оказать в этом деле существенную помощь за счет построения единой, интегрированной коммуникационной платформы, содержащей как внутренние, так и внешние сервисы, минимизирующей потери времени и информации в процессе коммуникаций и позволяющей сохранить контроль над качеством и актуальностью передаваемой информации.

На сегодняшний день SharePoint насчитывает свыше 600 тысяч разработчиков и более 100 миллионов пользователей по всему миру. Свыше 17 тысяч корпоративных клиентов используют платформу SharePoint для решения самых разнообразных задач – совместной работы в приложениях, создания корпоративных порталов и сайтов, для получения бизнес-аналитики и пр.

SharePoint является одним из самых быстрорастущих продуктов в истории Microsoft. За три года функционирования SharePoint 2007 (с 2007 по 2010 годы) продажи этого продукта в России выросли на 300%. Динамика продаж SharePoint 2010 (эта версия вышла чуть более года назад), а также отзывы партнеров и заказчиков Microsoft позволяют утверждать, что в дальнейшем популярность и востребованность решений SharePoint будут только расти.