07.07.2011

Вузы увеличивают рекламные бюджеты в погоне за абитуриентами

Из крупнейших вузов России только МГИМО не нуждается в рекламе

Рекламное агентство в сфере образования Begin Group проанализировало расходы российских вузов на маркетинг и рекламу. Специалисты изучили на сайте госзакупок контракты 17 ведущих государственных вузов за 2010 год. Наибольшие средства на эти цели - 112 миллионов рублей - выделила Академия народного хозяйства. За ней следуют ВШЭ - 86 миллионов рублей, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики - 43 миллиона и МГТУ им. Н.Э. Баумана - 34,5 миллиона. Расходы остальных вузов в основном составили от 2 до 14 миллионов рублей. Это МГУ, Петербургский госуниверситет, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА) и Государственный университет управления. Только МГИМО за прошлый год не потратился на рекламные кампании, пишут "Ведомости".

Российский государственный гуманитарный университет, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, МГТУ и ВШЭ лидируют по доле затрат на маркетинг и рекламу от общего объема расходов - 22%, 19,5%, 13% и 10% соответственно. Наименьшими затратами отличаются Российская экономическая академия, МГУ, ММА им. И. М. Сеченова, Российский государственный медицинский университет и МФТИ, которые потратили менее 1% от общего объема расходов.

Руководитель Begin Group Ольга Гозман объясняет маркетинговую активность вузов демографическим кризисом и введением ЕГЭ. Так, по данным Минобрнауки РФ, в настоящее время в российских вузах учится 7,5 миллиона человек, но в ближайшие 5 лет их число сократится до 4,2 миллиона человек. С другой стороны, благодаря ЕГЭ абитуриенты могут подавать документы в разные вузы и на разные формы обучения. Гозман отмечает, что в прошлом году у агентства было пять клиентов, а в этом году их стало 12, и бюджеты существенно выросли.

Теперь вузы шефствуют над школьниками, проводят олимпиады, создают спецклассы и предлагают помощь в подготовке к ЕГЭ. Выпускникам спецклассов почти гарантировано зачисление. В некоторых "закрытых городах" филиалы МИФИ контролируют даже детсады, говорит Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы агентства "Интерфакс"

Предлагаются скидки на платное обучение. Например, Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) "скидывает" 20% тем, у кого в этом же вузе на небюджетных местах обучаются брат или сестра. 10%-ную льготу могут получить дети и внуки сотрудников вуза, выпускники "Школьного университета", абитуриенты без троек, или с рекомендацией члена Ассоциации выпускников ТУСУР (либо сотрудника вуза). За приглашение товарища предоставляют 5%-ную льготу.