05.07.2011

Российский рекламный рынок к 2020 году вырастет втрое

АЦВИ сделали долгосрочный позитивный прогноз развития медиарекламной индустрии

Сергей Веселов

К 2020 году российский медиарекламный рынок может вырасти почти втрое, до 25 миллиардов долларов. Такой прогноз сегодня озвучил в своем докладе директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ, профессор Высшей Школы Экономики Сергей Веселов. Доклад был представлен в рамках конференции «Объективные медиаизмерения как важнейший фактор эффективного развития рекламного рынка», прошедшей сегодня в Торгово-Промышленной Палате РФ под эгидой АКАР.

Положение вещей

Данные АЦВИ и АКАР говорят, что в первом квартале 2011 года российский рекламный рынок показал уверенный рост на уровне 28%. Росли все сегменты: ТВ (+29%), радио (+17%), пресса (+13%), наружная реклама (+20%), другие (+16%). Больше всех ожидаемо прибавил интернет (+60%).

Если говорить о результатах ТВ за пять месяцев этого года (январь-май), то по сравнению с прошлым годом рост будет еще более значительным (+31%). Однако в АЦВИ считают, что к концу года динамика немного снизится и выйдет на прогнозируемые ранее 21% роста.

По словам господина Веселова, сейчас Россия занимает в общем рейтинге медиарекламных рынков Европы пятую строчку, а в общемировом рейтинге – одиннадцатую. При этом до кризиса Россия входила в десятку ведущих мировых рынков.

Российский рынок еще не отошел от сильнейшего удара, который нанес ему мировой финансовый кризис. Если сравнивать результаты первого квартала 2011 года с первым кварталом докризисного 2008 года, то результаты неутешительны: радио (-27%), наружная реклама (-19%), пресса (-39%), другие медиа (-27%). В незначительный плюс вылезло телевидение (+8%), фантастический рост показал интернет (+140%). Всего же рынок отстает от показателей трехлетней давности на 3%.

Взгляд в будущее

Что касается перспектив роста российского рекламного рынка в ближайшие годы, то они весьма радужные. АЦВИ, как и в прошлогоднем прогнозе, ожидают постепенное снижение темпов роста в течение пяти лет, а затем некоторую стабилизацию ситуации.

По словам Сергея Веселова, рост в 2011 году составит 22% (до 304 млрд.), в 2012 – 17% (357 млрд.), в 2013 – 14% (404 млрд.), в 2014 – 12% (459 млрд.), в 2015 – 11% (510 млрд.). Далее, до 2020 года каждый год рост будет составлять 10-11%, и, таким образом, объем рынка к концу десятилетия достигнет 745 млрд. рублей или порядка 25 млрд. долларов по нынешнему валютному курсу. Эксперт АЦВИ отметил, что прогноз составлялся без учета возможных форс-мажорных обстоятельств как экономического, так и неэкономического плана.

Похожей будет динамика роста ТВ: 2011 год – 21%, 2012 – 15%, 2013 – 13%, 2014 – 12%, 2015 – 12%. Таким образом, за пятилетку рынок вырастет с 158 млрд. рублей до 257 млрд., то есть почти вдвое. Стоит также отметить, что АЦВИ не прогнозирует сколько-нибудь ощутимого снижения доли ТВ на рекламном рынке – к 2020 этот вид медиа по-прежнему будет занимать половину всего рекламного пирога.

Эльдар Соколов, Sostav.ru