01.07.2011

Рынок мобильных устройств ожидает новый этап консолидации

Согласно рейтингу INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством «INFOLine» и «Retailer magazine», совокупная доля рынка пяти крупнейших сетей мобильных устройств по итогам 2010 года сократилась на 5%. Однако уже с 2011 года тенденция к укрупнению в самом консолидированном сегменте розничной торговли получит свое развитие, и игроков рынка мобильных устройств ожидает новая волна консолидации, убеждены аналитики.

При подготовке рейтинга INFOLine Retailer Russia топ-100 специалисты агентства «INFOLine» проанализировали операционные и финансовые показатели более 1000 торговых сетей. В топ-100 ведущих ритейлеров страны по итогам 2010 года вошли 5 игроков рынка мобильных устройств. В рейтинге он представлен 2 сетями, не контролируемыми сотовыми операторами («Евросеть» и «Связной»), и 3 монобрендовыми сетями (включая как принадлежащие самим операторам, так и франчайзинговые салоны), работающими под брендами крупнейших сотовых операторов «МТС» («Русская телефонная компания»), «Билайн» («Вымпелком») и «Мегафон».

Выручка пятерки крупнейших ритейлеров России (без учета франчайзинговых) на рынке мобильных устройств в 2010 году

Юридическое название

Бренд

Данные

Выручка сетей, млрд. руб.

2009

2010

Евросеть, ООО

Евросеть

УО

55,16

61,91

ГК "Связной"

Связной

УО

45,80

55,42

МТС, ОАО (РТК, ЗАО)

МТС

Оценка

13,0

26,4

МегаФон, ОАО

МегаФон

Оценка

5,0

10,6

Вымпелком, ОАО

Билайн

Оценка

2,5

6,2


Источник: рейтинг "INFOLINE RETAILER RUSSIA TOP-100", расчеты ИА "INFOLine"

«Если рынок FMCG в прошлом году переживал консолидацию, то на нашем рынке получалась своего рода расконсолидация. Так называемая «нефедеральная», локальная розница росла очень быстрыми темпами, которые, кстати, были выше, чем у федералов и в операторской рознице. За прошедший год некоторые локальные сети увеличились более чем в 2 раза. Но уже в начале 2011 года ситуация несколько поменялась. Половина из тех сетей, которые росли в 2010 году очень высокими темпами, где-то переоценила себя - где-то испугалась своих планов по экспансии и начала сворачиваться и уменьшать количество салонов», - отмечает вице-президент по коммерции сети «Евросеть» Виктор Луканин.

По данным агентства «INFOLine», в текущем году на рынке розничной торговли мобильными устройствами разгорелась масштабная борьба за торговые площади между крупнейшми ритейлерами: «Евросетью» и ГК «Связной». Уже в феврале «Евросеть» заявила о планах получить контроль над 500 лучшими объектами конкурента. В результате, к концу I квартала 2011 года арендные ставки для ритейлеров выросли примерно на 15-20% . В таких условиях у более мелких игроков рынка возможности для развития существенно снижаются.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает еще один тренд рынка мобильных устройств: операторы, располагая тысячами торговых точек, все больше становятся, по сути, финансовыми компаниями. «Если посмотреть на структуру оборота, а не чистой выручки, то все большую долю доходов «Евросети» и группы компаний «Связной» приносят финансовые услуги – это комиссии, проценты по различным платежам. Так, 60% оборота ГК «Связной», увеличившегося за 2010 год на 63% и достигшего отметки 145,7 миллиардов рублей, не были связаны с продажами телефонов и другой техники. Фактически бизнес мобильных устройств трансформируется в бизнес все меньше связанный с физическими устройствами, которыми мы все с вами пользуемся, и все больше связанный с целым рядом финансовых технологий, приемов платежей, погашением кредитов и прочего. Этот чрезвычайно интересный тренд вряд ли сможет отразить розница, которую развивают сотовые операторы. В то же время у «Евросети» и у «Связного» в данной ситуации появляется серьезный потенциал повышения доходов», - считает Михаил Бурмистров.

Согласно данным рейтинга INFOLine Retailer Russia топ-100, в 2009 году под влиянием экономического кризиса объем рынка коммуникационной техники (мобильных телефонов, смартфонов и т. д.) составил 134 миллиарда рублей, что более чем на четверть меньше по сравнению с рекордным 2008 годом. По итогам 2010 года рынок мобильных устройств вырос в денежном выражении на 14,2%, говорится в исследовании «INFOLine». Основным драйвером роста стал сегмент «смартфонов». Также выручка ритейлеров (особенно ГК «Связной») увеличилась за счет расширения ассортимента и роста продаж других товаров (например, нетбуков и ноутбуков), отмечают аналитики «INFOLine».



Также аналитики отмечают, что фактически конкуренция на рынке на данный момент осуществляется в двух направлениях. Первое – это борьба за лучшие места в крупных городах, которая сопровождается ростом арендных ставок. И второе – выход в города с населением менее 50 тысяч человек, где насыщенность магазинами мобильных устройств существенно ниже, чем в более крупных, там практически отсутствуют сетевые магазины бытовой техники, электроники и компьютерной техники и очевиден большой потенциал развития направления финансовых услуг.

 

К тому же, по мнению аналитиков «INFOLine», для всех участников рынка особую актуальность сегодня приобретает вопрос оптимизации затрат, а также обеспечения роста продаж на единицу торговой площади. В особенности это касается сетей монобрендовых салонов, которые требуют от сотовых операторов значительных инвестиций и являются весьма дорогим способом наращивания абонентской базы.