23.05.2011

Съемки за границей: приятная командировка или вынужденная необходимость

Эксперты объяснили, почему им приходится тратить деньги на съемки «российских» пейзажей за рубежом

С приходом весны существенная часть рекламных роликов, о которых мы пишем, оказываются сделаны российскими агентствами и продакшн-студиями для российского рынка - но, по какой-то причине, за пределами России. На первый взгляд, это кажется странным. Мы решили проверить - не являются ли заграничные съемочные командировки просто способом искусственного увеличения бюджета?

Но оказалось, что производство российских рекламных роликов на другом конце света не просто бывает оправдано соображениями сезонности, но, как ни удивительно это звучит, может обойтись даже несколько дешевле, чем в Москве. Выяснилось, что это не только российская специфика - вся Европа, например, зимой снимает в ЮАР, и на международном рынке даже есть авторитетное издание Location guide, посвященное вопросу выбора подходящего места для подобных съемок.

Ситуацию на рынке Sostav.ru разъяснили эксперты в области производства рекламных роликов.

Дмитрий Добужинский Илья Марьяхин Борис Анисонян

Весны ради

Дмитрий Добужинский, Генеральный продюсер компании Park Production, очень увлеченно рассказывает про съемки большого автомобильного ролика, в которых он недавно участвовал в Португалии. Ролик еще не вышел на ТВ, так что Добужинский не говорит, о каком бренде идет речь, но о подробностях съемок распространяется охотно.

«Съемки на зарубежных площадках - следствие необходимости. Если реклама предназначена для демонстрации по ТВ весной или ранним летом, самое ближнее место, где вы сможете найти зелень - это Португалия. Если съемки проходят в декабре или январе, то ближайшая точка, где есть лето, находится в другом полушарии. На самом деле Лиссабон - это хорошая, недорогая замена Южной Африке. Пришлось месяц сидеть на съемках в Лиссабоне, мы уже всех там узнавали в лицо», - вспоминает Дмитрий. По словам Добужинского, существенную роль в стоимости съемок подобного рода играет даже не стоимость перемещения съемочной группы, а возможность аренды съемочного оборудования на месте - это существенно сокращает затраты на съемку ролика.

Исполнительный продюсер AC Production Илья Марьяхин согласен с Добужинским «Мы снимаем на зарубежных площадках круглый год, но с ноября по апрель объёмы выездных проектов увеличиваются, поскольку зимой у нас некрасиво - да и странно как-то было бы снимать весну и лето там, где лежит снег. Не так давно AC Production снял ролик для O'stin в Греции и ролик для «Кириешек» в Южной Африке. Вообще, Афины мы используем уже не в первый раз - Четыре года назад в феврале я снимал там пивной ролик. По сюжету нужна была среднестатистическая российская глубинка. В Афинах есть районы, которые очень похожи на Россию, в первую очередь - с архитектурной точки зрения - старые панельные дома, разбитые улицы. Плюс к тому, в Греции сейчас кризис и цены на производство там ниже, чем в других странах еврозоны - делится информацией Марьяхин.

  

По мнению Бориса Анисоняна, директора отдела ТВ-производства BBDO Moscow, есть категории продуктов, для которых съемка рекламы за пределами России объективная необходимость. «Такие ролики нужны клиентам, продукция которых носит ярко выраженный сезонный характер: прохладительные напитки, мороженое и т.п. Для того, чтобы ТВ-кампания появилась в эфире летом, работу над ней начинают зимой и, соответственно, наоборот. Снять зимой лето - не проблема: есть большой выбор локейшенов. Сложнее, когда в августе нам нужен снег. Среднерусскую зиму даже в другом полушарии в этот период не найти. Поэтому зачастую «мороз и солнце» у нас вынужденно создают или в павильонах, или засыпают сугробами летний лес (при наличии соответствующего бюджета). Топить сугробы в подмосковном лесу и снимать среди голых деревьев «лето» только ради того, чтобы сделать это в России, нецелесообразно. Дешевле и профессиональнее сделать это за рубежом. Есть еще вариант - снимать на год вперед. Но это большинству клиентов не подходит».

Иногда заграничные съемки продиктованы и другими причинами. Например, недавно BBDO Moscow снимала в США ролик сока «Тонус» с Миллой Йовович. Вся команда проекта была сформирована из американских специалистов. Необходимость съемок в Лос-Анджелесе, по словам Бориса Анисоняна, была продиктована графиком звезды. «В нужное нам время, - пояснил Борис, - она могла сниматься только там».

Все наши собеседники в один голос говорят о том, что для съемок ролика на зарубежном локейшене из России никто большими группами не ездит - весь вспомогательный персонал нанимается на месте, оборудование тоже арендованное. Обычно в группу, которая едет снимать рекламу на зарубежную натуру, входит представитель клиента, арт-директор агентства и режиссер московского продакшна - если он вообще принимает участие в процессе.BBDO Moscow, например, часто реализует весь проект с местным продакшном.

Дешевые места под солнцем

Насколько можно судить, абсолютным лидером среди всех зарубежных площадок для съемок является ЮАР, причем эта страна пользуется спросом не только у рекламных режиссеров, и не только у российских.

Кейптаун

«Южная Африка пользуются популярностью по двум причинам - это, прежде всего, европеизированное население, что облегчает задачи кастинга, и похожие на европейские широтные климатические условия. К тому же, еще в конце двадцатого века ЮАР были приняты специальные законы для привлечения всей киноиндустрии, не только рекламной, в эту страну на зимний период. Там очень серьезный сезонный бизнес - например, огромное количество специалистов и моделей со всего мира перебираются на зиму в ЮАР. Там гигантская производственная база, есть все производственный услуги, и это позволяет им быть очень конкурентоспособными. Кейптаун зимой просто напичкан европейскими съемочными группами. При этом весь вспомогательный персонал можно нанять на месте, поскольку индустрия хорошо отстроена. Это существенно удешевляет процесс», - рассказывает Борис Анисонян. По словам Ильи Марьяхина, Кейптаун, довольно часто выполняет роль Нью-Йорка как в рекламной, так и в кинематографической съемке.

Анисонян отчасти с ним согласен. «Далеко не обязательно, что Нью-Йорк будет снят в Кейптауне, но это вполне вероятно. Сам Нью-Йорк, как и Москва, стал не очень удобным для съемок местом - это и высокие цены, и атмосфера, которая недружественна для кинопроизводства. Простой пример - цена проекта очень существенно зависит от количества съемочных дней. А количество съемочных дней зависит от возможности собраться всей группой и переехать с одного объекта на другой. А если в городе пробки, то сменить за световой день три-четыре объекта не получится. А В Кейптауне с этим гораздо проще. Он компактнее, перемещаться там удобнее», - рассказывает Борис Анисонян. Вслед за ЮАР идут такие страны, как Аргентина, Греция и Португалия - основным фактором, определяющим их популярность, является цена. Играет роль не только стоимость съемок - но и стоимость гонорара актеров, а также стоимость выкупа прав на показ ролика.

Афины

По мнению Марьяхина, актеры, которых можно найти на кастинге в ЮАР, выдвигают гораздо более умеренные, по сравнению с их российскими коллегами, требования в области стоимости выкупа прав на показ ролика. Гонорар актера состоит из двух частей - собственно гонорара, который выплачивается ему по факту съемок, и так называемого buyout - выкупа прав на показ рекламного ролика. Рекламодатели обычно выкупают права на показ рекламного ролика на ограниченной территории с целью уменьшения затрат на рекламу.

Анисонян с ним не вполне согласен: «Я соглашусь, что там легче найти актера. Лица будут разнообразными и незамыленными на нашем экране - да, это так. Но по вопросу buyout - не совсем так. Там встречаются актеры разного калибра. Мы как-то снимали в рекламе парня, который потом появился в недешевом западном сериале», - рассказывает Анисонян. По его словам, стоимость аренды оборудования и оплаты вспомогательного персонала сравнимы в Кейптауне с московскими.

По словам Марии Максименковой, руководителя иностранного отдела AC Production, в качестве недооцененного локейшна может рассматриваться Турция.

Стамбул

«Турция всегда делает очень хорошие предложения по бюджету, по локейшенам, туда есть недорогие прямые рейсы, не нужны визы для россиян - но у клиентов и агентств существует предубеждение, что вся Турция похожа на тот курорт, на который они когда-то ездили. Так что, как мне кажется, Турция недооценена. Но это только пока. В свое время и ЮАР- эту страну считали опасным местом. А сейчас все её оценили - это ведь вполне «европейская» страна по сути. И с Турцией то же самое - Стамбул прекрасный город, в котором замечательно можно снимать, например, пражские улицы, и такие ролики существуют и вы вряд ли заметите подмену.

По словам наших собеседников, очень большим спросом в последнее время начинает пользоваться Украина, причем не только среди российских режиссеров, но и среди европейских. Это связано как с тем, что украинские актеры еще не развили свои аппетиты в области выкупа прав до уровня их европейских и российских коллег, так и с тем, что общая стоимость кинопроизводства невелика.

«Очень большое количество роликов сейчас снимается на Украине, - рассказывает Борис Анисонян. - И здесь дело не в климате - у нас совершенно сравнимые погодные условия. Там просто ниже цена производство и есть вся инфраструктура для съемок. То же самое море летом можно было бы снять, не выезжая из России, но в регионах нет базы. Мы делали попытки снимать в Сочи - и это получилось очень дорого, потому что технику и специалистов надо везти из Москвы. А на Украине в том же Крыму есть «Ялта-фильм», есть знаменитая, хотя и полуживая, «Одесская киностудия».

Сегодня на Украину ездят снимать огромное количество европейцев. Раньше все ездили в Прагу и в Бухарест. Но потом Чехия и Румыния стали частью Еврозоюза, и цены поднялись, поэтому многие переключились на Украину».

 


Как выбирают место

«Варианты локейшена для съёмки ролика формируются на стадии подготовки предложения от продакшна. Клиент и агентство рассказывают о том, какую историю они хотели бы видеть в кадре, поясняет Илья Марьяхин. - Дальше уже каждый продакшн делает свое предложение - кто-то предлагает Грецию и Болгарию, кто-то - ЮАР или Аргентину. Клиент всегда может высказать какие-то свои пожелания по стране, но мы со своей стороны всегда предлагаем варианты, потому что клиенты могу не учесть некоторые нюансы, с которыми мы можем столкнуться. Например, агентство хочет снимать пшеничное поле в Аргентине, в феврале месяце. Понятно, что у них там лето, но но косить и убирать эту пшеницу закончат уже в январе. Поэтому лететь за пшеницей в Аргентину в феврале бессмысленно в это время, поэтому надо лететь в Новую Зеландию, в которой убирать поля начинают только в феврале.

Или вот реальный пример. Мы снимали в ЮАР ролик «Кириешеки», сейчас он в эфире. Местный фермер согласился подождать с уборкой нескольких гектаров своего поля, чтобы мы смогли снять нужные нам кадры.

Необходимо было помирить тайминг клиента, режиссера и тайминг уборки полей. Мы подошли к делу очень серьезно - проверили, будет ли пшеница стоять к началу съемок, не пожухнет ли, если вовремя не убрать, и только тогда уже был утвержден локейшен.

У каждого проекта есть какие-то нюансы или особенности. Например, мы снимали ролик Kotex в ЮАР. Во время подготовки к съемке мы столкнулись с проблемой: в ЮАР правостороннее движение, как в Англии. Мы выигрывали по цене среди других продакшнов, но там была проблема правого руля. Креативный директор ни в какую не хотел флиповать, разворачивать кадр - и в итоге нам пришлось найти в этой стране определённое количество машин с левым рулем и перекрывать улицу, организуя правостороннее движение. Только после того, как мы смогли уверить креативного директора в том, что мы это сделали, мы получили этот контракт» - рассказывает Марьяхин.

Так что, судя по всему, съемки на иностранной натуре - это отнюдь не способ увеличения бюджета с его последующим освоением, а насущная необходимость с элементами экономии бюджета.

Павел Рябиков, Sostav.ru