12.05.2011

Газета выживет с помощью Интернета

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям обозначило тенденции в медиаотрасли

Иллюстрация фотобанка Fotolia

Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати представило доклад по итогам медиаотрасли в 2010 году. Для изменений на рынке средств массовой информации характерны цифровизация и конвергенция, отмечают авторы доклада. Теперь цифровые технологии определяют информационную картину мира, и роль их будет только усиливаться, передает РИА «Новости».

«Журналист–не блоггер – это уход в прошлое», – считает глава Роспечати Михаил Сеславинский. Использование возможностей социальных сетей и собственных блогов для активного проникновения в медиапространство стало ключевой тенденцией 2010 года. Она реализуется не только на уровне отдельных журналистов, но и в масштабе корпораций. Так, агентство РИА «Новости» в минувшем году зарегистрировало 17 каналов в Facebook и 9 каналов в Twitter, а его проект по развитию гражданской журналистики «Ты – репортер» стал самостоятельным источником новостей.

С другой стороны, аудитория привыкла пользоваться электронными версиями СМИ бесплатно. Это беспокоит издателей периодики, которым надо обеспечивать прибыльность сайта и электронных приложений. Печатная пресса может выдержать конкуренцию с другими СМИ, если станет их неким подобием – своеобразным «мультимедийным навигатором» в мире новостей, развлечений, товаров и услуг.

Новые технологии меняют весь процесс журналистского производства. Повсеместный доступ в интернет и стремление сэкономить изменили редакции. Сотрудники стали выполнять ранее несвойственные им обязанности, ньюсрумы превратились в новые формы взаимодействия и управления. Профессия журналиста стала более требовательной, напряженной и даже стрессовой, отмечают авторы доклада. Трансформируется и кадровая политика: число штатных сотрудников редакций уменьшается, и вместо них работают журналистские бюро и фрилансеры.

Что касается прессы, то «экономическая модель, основанная на продаже бумажных копий и привлечении рекламы под продаваемые тиражи, пока доминирует безраздельно», – говорит глава Роспечати. Свои будущие прибыли издательские дома связывают в основном с рынками рекламы и дистрибьюции прессы. Многие уже используют стратегию развития «360 градусов», нацеленную на разные медийные носители для формирования комплексного пакета рекламных услуг. Это позволяет охватить максимальную аудиторию. Однако максимальную прибыль, по словам главы Роспечати, по-прежнему приносит сеть розничной продажи прессы. При этом на рынке подписки отмечается стагнация. Он предложил Минкомсвязи, Россвязи и профессиональному сообществу вместе заняться решением этой проблемы, «чтобы услуга была востребована и работала на российскую модернизацию».

Печатные СМИ никуда не денутся – другое дело, что их станет меньше. Динамика научно-технического прогресса приведет к тому, что система дистрибьюции принципиально изменится. Издатели будут сокращать затраты по всей цепи распространения прессы, оптимизировать технологические процессы, стремиться к высокой эффективности продаж, расширять список услуг, предоставляемых оптовыми и розничными игроками, использовать новые медиатехнологии.

В докладе также подчеркивается, что модернизация рынка прессы вряд ли состоится без заинтересованного участия государства: «Весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции, как никогда ранее требует эффективной государственной поддержки. Особенно в части оптимизации налогообложения издательского и распространительского бизнеса».