03.05.2011

Павел Дуров обвинил поисковики в заработке на порнографии

Глава крупнейшей в России соцсети «ВКонтакте» ответил на обвинения в распространении порнографической продукции

Гендиректор «ВКонтакте» Павел Дуров высказал свое мнение относительно порнографического контента в социальной сети. Он заявил, что сервис предоставляет хостинг и не занимается публикацией, продажей, обработкой материалов пользователей. Зато поисковые системы не только выдают ссылки на порнографические сайты, но и зарабатывают на этом, пишет Дуров в статье «Не хотите смотреть порнографию ВКонтакте? – Не ищите ее!». По его информации, посещаемость Яндекса в 40 раз выше, чем у поиска видеораздела «ВКонтакте». При этом администрацию поисковиков никто не обвиняет в распространении порнографии.

Яндекс зарабатывает на порнографии, предоставляя быстрый доступ с главной страницы и агрессивно монетизируя поиск. «ВКонтакте» теряет деньги, раздавая «паразитный трафик без намека на монетизацию» в поиске по видео или самих видеозаписях. Это – единственная разница в подходах, заявляет Дуров. Формально Яндекс имеет полное право рекламировать порнографию и сводничество в своих рекламных объявлениях по профильным порнозапросам, убежден глава соцсети.

«Мы могли бы заниматься тем же самым, но такого рода доходы идут против наших убеждений». Он также привел статистику, согласно которой на раздел «Видеозаписи» пользователь тратит своего 5% времени. Более важными разделами являются «Личные сообщения», «Новости», «Фотографии», «Профили», «Группы» или «Друзья», подчеркнул Дуров.

По поводу родительского контроля он высказался положительно, потому что жалобы взрослых идут «от полнейшего нежелания нести ответственность за своих детей». По его словам, никто не должен заниматься воспитанием чужих детей, если родители не хотят следить за ними, установить блокировку взрослого контента, записать ребенка в кружки или «чем-то увлечь». Как пишет Дуров, ресурс прирастает не только детворой.

Создатель соцсети отказался от любой цензуры в интернете. Если взрослый хочет смотреть материалы для взрослых, то он их найдет. «Мы не будем заниматься цензурой ради цензуры, чтобы ленивые родители получили иллюзию чистоты интернета». Он объяснил, что с ресурса будут удаляться материалы, которые нарушают российские законы, но подменять судебную систему или правоохранительные органы не собираются. «Хотите самоцензуры в сети – переселяйтесь в Китай», – высказался Дуров.

Представители Яндекса оперативно прокомментировали Sostav.ru заявления Дурова:

«Мы удивлены подобным обвинением, особенно странно слышать его от «ВКонтакте». По существу можем cказать следующее. Во-первых, реклама порнографических материалов запрещена законодательством РФ, а Яндекс соблюдает российское законодательство, поэтому реклама подобных товаров не принимается к размещению. Во-вторых, по словам, напрямую связанным с порнографией, таким как «порно», «порнография», «проститутки» и т.д., вообще не принимается к размещению никакая реклама, вне зависимости от ее содержания.

Яндекс индексирует сайты, созданные независимыми людьми и организациями. Мы не отвечаем за качество и содержание страниц, которые пользователи могут найти при помощи нашей поисковой машины.  На многих сервисах Яндекса, например, в поиске по картинкам, поисковых подсказках, «прямом эфире», Яндекс.Директе, уже применяются различные технологии фильтрации «взрослого» контента.

Более того, мы считаем, что если в поисковом запросе явно не выражено намерение найти именно порнографию и ничего другого, то поисковая машина не должна предлагать в результатах поиска ссылки на ресурсы с эротическим содержанием. Например, пользователь, задавший запрос [рассказы] или [ролики], совершенно не обязательно ищет порнографию. А пользователям, которые таки ищут именно ее, нужно уточнить запрос, явно указав свой интерес. Мы не удаляем сайты с эротическим содержанием из индекса, а стараемся не показывать их по запросам, не подразумевающим потребность в контенте для взрослых.

Кроме того, с 1999 года на Яндексе существует «семейный поиск» (family.yandex.ru). Он отфильтровывает из результатов поиска любые сайты с эротическим содержанием даже по прямым запросам (например, [порно]). «Семейный поиск» удобен для родителей, которые хотят гарантировано оградить своих детей от порно-ресурсов».

Напомним, что ранее известные деятели Рунета направили открытое письмо в администрацию соцсети с требованием ввести жесткую фильтрацию контента. Подписи под обращением поставили генеральный директор «Бегуна» Алексей Басов, президент Superjob.ru Алексей Захаров, вице-президент Гильдии Издателей Василий Гатов, генеральный директор агентства Promo Interactive Евгений Этин, генеральный директор Tvigle.ru Егор Яковлев, генеральный директор компании «Медиа Мир» Михаил Гуревич и другие.