14.04.2011
Romir

Потребительская активность в марте продолжала расти

Расходы на продукты питания и товары повседневного спроса в марте 2011-го года выросли на 18% по сравнению с мартом 2010-го года.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2011г. выросли на 18% по сравнению с мартом 2010г. По сравнению с февралем 2011г. рост повседневных расходов в марте составил почти 11%.

В целом, за первый квартал 2011г. уровень повседневных потребительских расходов оказался на 15,3% выше, чем в прошлом году. С поправкой на инфляцию в 11-12% годовых можно говорить о реальном росте повседневного потребления на 3-4%. Таким образом, тренд на восстановление потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса, зафиксированный измерениями Ромир к концу прошлого года, сохраняется уже почти полгода.

Диаграмма 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса.

Исследования Romir

Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

В большей степени нарастили свое повседневное потребление в марте по сравнению с февралем текущего года семьи (домохозяйства) со средним уровнем доходов. Рост номинальных расходов в этой группе составил почти 20%. В то время как в группах с доходами «ниже среднего» и «выше среднего» повседневное потребление номинально выросло всего лишь на 6,5%. На 6% в марте (по сравнению с февралем) выросли повседневные расходы в Москве, в крупных городах рост составил 13%.

Размер среднего чека в марте 2011г. оказался всего лишь на 2% выше, чем в феврале 2011г., по сравнению с мартом 2010г. он вырос на 5,5%. Таким образом, начиная с января 2010г., размер среднего чека не меняется значимым образом. В Москве размер среднего чека в марте снизился по сравнению с февралем на 2%. А в городах с населением 500-700 тысяч жителей он вырос на 6,7%. Стабильный размер среднего чека при росте номинального размера расходов говорит нам о том, что тенденция более частого совершения повседневных покупок в торговых точках различного формата, проявившаяся еще в конце 2008-2009гг., сохраняется и сегодня. В отношении повседневных покупок россияне довольно рациональны и экономичны.

Диаграмма 2. Динамика среднего чека.

Исследования Romir

Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в марте 2011г., как и в предыдущие четыре месяца, оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%.




РОМИР