05.04.2011

Департамент рекламы нанес удар по «Олимпу»

Власти Москвы запретят рекламному монополисту столичного метрополитена рекламировать табак и алкоголь

Сегодня столичные власти нанесли еще один ощутимый удар по такому важному сегменту рынка наружной рекламы, как реклама в метро, а заодно и по обладателю эксклюзивных прав на реализацию рекламных возможностей московской подземки – агентству «Олимп». На заседании правительства глава департамента рекламы и СМИ Владимир Черников предложил ввести полный запрет на рекламирование табачной и алкогольной продукции в метрополитене.

За несколько дней до этого глава МЧС Сергей Шойгу предложил вовсе избавить метро российских городов от рекламы. По мнению федерального министра, большое количество рекламы сильно подрывает безопасность «подземки» и мешает работе терминалов контроля.

Причина, озвученная московскими властями, более тривиальная – предлагается всего лишь привести подземное городское пространство в законодательное соответствие с земным. По словам Черникова, правительство пытается устранить пробел в законе о рекламе, благодаря которому в метро можно рекламировать табак и алкоголь. Чиновник подтвердил, что требование о запрете на рекламирование соответствующих категорий товаров уже включено в аукционную документацию, которая подготавливается для конкурса на размещение рекламы в московском метро. А сам конкурс пройдет совсем скоро, уже будущим летом.


Фото Павла Рябикова, Sostav.ru

Реклама в метро занимает существенную долю на рынке наружной рекламы Москвы. По данным «ЭСПАР-Аналитик», в 2010 году объем рынка наружной рекламы в столице составил 16 миллиардов рублей, и около 15% от общего объема пришлось на рекламу в метро. Понять, какую долю в этом пироге занимает алкогольная и табачная продукция, можно только умозрительно. В «ЭСПАР» нам заявили, что такого рода измерениями не занимаются, а в «Олимпе» отказались предоставлять какие-либо данные. Впрочем, и как-либо комментировать решение столичных властей.

Если говорить о личных впечатлениях, то рекламы, в первую очередь, сигарет в метро очень много, поскольку это один из немногих каналов коммуникации, через которые табачные компании могут продвигать свою продукцию. Мы обратились за комментариями к гигантам рынка с вопросом, как они относятся к подобной инициативе городского руководства.

«Мы поддерживаем дополнительные ограничения в области рекламы и маркетинга табака, как, например, предложение запрета рекламы табачных изделий в метро и других объектах транспортной инфраструктуры, - заявил представитель Philip Morris Сергей Черненко. - Тем не менее, у совершеннолетнего потребителя должна остаться возможность сделать выбор между той или иной маркой сигарет, именно поэтому мы считаем приемлемым оставить рекламу в предприятиях розничной торговли, а также недоступные для детей каналы коммуникации, такие как закрытые интернет-сайты».

А вот позиция, высказанная директором по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Алексанром Лютым: «Мы твёрдо убеждены, что деятельность по продвижению и дистрибуции табачных изделий не должна быть направлена на несовершеннолетних, поэтому мы считаем инициативу московских властей о запрете рекламы в метро разумной и своевременной».

Если для рекламодателей подобная потеря не является критичной, то для «Олимпа», без сомнения, это весьма неприятный сюрприз. Однако, насколько неприятный, нам узнать не дано, поскольку, повторюсь, никаких конкретных цифр агентство не раскрывает.

Возможно, это связано с недавним заявлением Контрольно-счетной палаты относительно «Олимпа». Стоит напомнить, что после с началом расследования правоохранительными органами деятельности экс-главы столичного метрополитена, эксклюзивный продавец рекламы на подконтрольной Дмитрию Гаеву территории также оказался под пристальным вниманием надзорных ведомств. По данным аудиторов КСП, семь лет «Олимп» перечислял в бюджет города по 680 миллионов рублей в год при выручке лишь в 2009 году порядка 1,8 миллиарда рублей (СПАРК-Интерфакс). Чиновники посчитали, что доходы города могли быть минимум на 10-20% выше, и этот факт может сыграть не в пользу «Олимпа» на грядущем конкурсе.

Эльдар Соколов, Sostav.ru