03.03.2011

Репутация торговых сетей: Ромир подводит итоги

Сфера торговых сетей активно развивается, открываются новые торговые точки в более удобных для покупателей местах. Какое мнение о сетях складывается у рядовых потребителей, от которых во многом зависит динамика развития отрасли?

Исследовательский холдинг Ромир осуществляет мониторинг восприятия различных компаний населением России*. На основе полученных данных были подсчитаны показатели GRI – индекса репутации продуктовых сетей, представляющие основные современные форматы торговых точек (дискаунтер, супермаркет и гипермаркет). Были измерены ключевые составляющие репутации – заметность и доверие – и составлен рейтинг торговых точек.Рассмотрим пятерку лидеров ритейла.

По индексу заметности лидером стала Пятерочка – опрошенные чаще всего узнавали именно эту сеть. На второе место в городах с населением более 500 тыс. человек выходит Перекресток, а в менее крупных населенных пунктах – Магнит. Следующее место занимает Копейка.

В больших городах более активно растет популярность Ашана, по сравнению с другими представленными сетями: рост индекса за 2 года достиг 10,5 пунктов, в то время как по другим сетям рост не превысил 7,9 пунктов. Это не удивительно, так как сеть представлена именно в крупных городах. В небольших населенных пунктах сильно выросла доля знающих о Копейке (на 19 пунктов), тогда как максимальный прирост по другим сетям составил не более 14,9 пунктов.
В целом, прирост известности сетей в городах с населением менее 500 тыс. и селах гораздо выше, чем в крупных городах с численностью населения от 500 тыс. человек и более. Это указывает на тенденцию сглаживания региональных различий по осведомленности о продуктовых сетях.

График 1. Индекс заметности за 2008 и 2010 год.
Города с населением 500 тыс. чел. и более
подпись к рисунку
Источник: исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус

Города с населением менее 500 тыс. чел. и села
подпись к рисунку
Источник: исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус

Распределение магазинов по индексу доверия показывает, что в целом у продовольственных сетей сложилась положительная репутация в глазах населения. Причем сильных различий в отношении к ним нет - разброс значений по индексу доверия невелик (График 2). Тройка лидеров в рейтинге сетей по индексу доверия включает в себя те же сети, что и в рейтинге по индексу заметности. В крупных городах – Пятерочка, Перекресток и Копейка. В более мелких населенных пунктах второе место занимает Магнит.

График 2. Индекс доверия за 2008 и 2010 год.
Города с населением 500 тыс. чел. и более
подпись к рисунку
Источник: исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус

Города с населением менее 500 тыс. чел. и села
подпись к рисунку
Источник: исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус

В целом в развитии продуктового ритейла прослеживается положительная динамика. Население позитивно относится к сетевым магазинам, что обеспечивает благоприятную почву для расширения их географии. Но если в крупных городах лидирующие позиции занимают 2 сети Х5 Retail Group (Пятерочка и Перекресток) и Копейка, которая теперь также относится к ним, то в городах с численностью менее 500 тыс. человек тройку торговых сетей традиционно разбавляет Магнит. Таким образом, в этих населенных пунктах выше разнообразие сетевых магазинов, востребованных населением.



РОМИР