14.02.2011

Приговор по делу Ходорковского и Лебедева написан под диктовку

Пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева сделала громкие заявления в отношении суда над ЮКОСом

Приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву написал не судья Виктор Данилкин, заявила в интервью "Газете.ру" пресс-секретарь Хамовнического суда, советник Данилкина Наталья Васильева. На судью существенное давление оказывал Мосгорсуд, который и является настоящим автором приговора, заявила она. Своими источниками она называет личные разговоры с судьей, у которого "нередко вылетали определенные фразы", а также близкого к судье человека, чье имя назвать отказалась.

"Виктор Николаевич обязан был общаться с Мосгорсудом по всем каким-то спорным моментам, которые происходили в судебном заседании. То есть, когда что-то происходит, когда что-то идет не так, как должно быть, он должен был, обязан предоставлять информацию в Мосгорсуд и, соответственно, получал оттуда определенные распоряжения, как вести себя дальше", - говорит Васильева.

Любые подробности, в том числе вызов того или иного свидетеля на процесс, также обсуждались с Мосгорсудом. Васильева сказала, что судья по телефону постоянно связывался "с городом". На вопрос "А кому он звонил?" она ответила: "Думаю, председателю (Мосгорсуда Ольге Егоровой - прим. "Газеты.ру")". "У меня были моменты, когда я могла прийти в перерыве, принести на подпись какие-то документы, а мне могли сказать: не мешай, Виктор Николаевич говорит с Мосгорсудом. Или он сам говорил: "Я с "городом" говорю". Соответственно, давались какие-то распоряжения", - пояснила помощник судьи.

Как отмечает Васильева, судья Данилкин не был самостоятелен, ведя процесс: "Могу сказать, что с самого начала, еще до того, как Данилкин ушел на приговор (в совещательную комнату - прим. "Газеты.Ru"), контроль был постоянным, после 2 ноября этот контроль, наверное, не исчез никуда".

Она также рассказала, что судья негативно воспринимал эту ситуацию: "Он нервничал, переживал, возмущался тем, что ему указывают, что нужно делать. Ему это очень не нравилось: Как-то был такой момент, когда я вошла, мне нужно было с ним обсудить какие-то вопросы, стала их задавать, а он уже был в таком взвинченном состоянии, и в сердцах бросил фразу: "Я не могу дать тебе ответ на эти вопросы, потому что не знаю, где я завтра буду и что со мной будет".

Как объяснила Васильева, по закону судья не обязан ни с кем советоваться и прислушиваться к чьему-то мнению, он должен вынести приговор в соответствии с законом. Никто не имеет права вмешиваться в судебный процесс, поэтому необходимость советоваться с Мосгорсудом является определенного рода нарушением. Ведь если есть вышестоящая инстанция, то она может оказать давление.

Практика совещания с вышестоящим начальством существует уже давно. По ее словам, при любом более или менее значимом процессе "обычный" судья должен советоваться и ставить в известность председателя своего суда. А если это такой процесс, как дело Ходорковского, то Мосгорсуд должен знать все детали и направлять действия судьи.

Текст приговора, который был оглашен 27 декабря, скорее всего, был написан судьями Мосгорсуда, заявила Васильева. "Вышестоящим инстанциям не понравился приговор, его заменили на другой. В окружении Данилкина говорят, что все было сделано впопыхах, что он не имеет никакого отношения к этому приговору, приговор был привезен из Мосгорсуда".

Она полагает, что именно с этим был связан перенос оглашения приговора с 15 декабря на 27 декабря. Некоторые части текста приговора дорабатывались уже в ходе его оглашения. По ее свидетельству, после оглашения текст приговора в электронном виде правили секретари, несмотря на то что его должен подготовить непосредственно сам судья и никаких исправлений в нем не допускается.

Васильевой предсказывает скорый конец карьеры Данилкина: "Судя по тем разговорам, которые ходят в суде, скорее всего, он будет уволен через определенный промежуток времени под каким-нибудь благовидным предлогом. Либо на пенсию, либо его пригласят работать в Мосгорсуд и потом потихоньку уволят".

Сама она не сомневается, что после своего заявления будет уволена с занимаемой в суде должности.

Ее интервью вызвало резонанс в судебных кругах. Судья Виктор Данилкин уже высказал свое мнение. Он считает РАПСИ, "что заявление Натальи Васильевой не что иное как клевета, и опровергнуть ее можно в установленном законом порядке". При этом он не уточнил, каким именно образом заявление Васильевой может быть опровергнуто.

В Хамовническом суде сообщили, что Васильева находится в отпуске до 17 марта.

Мосгорсуд назвал заявления Васильевой "четко спланированной пиар-акцией". Пресс-секретарь ведомства Анна Усачева сказала "Интерфаксу", "что Васильева от своих комментариев еще откажется: такие случаи уже бывали. Свидетели дают сначала одни показания, потом заявляют, что их заставили".

Напомним, что Хамовнический суд в конце декабря 2010 года приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам лишения свободы по обвинению в хищении нефти и отмывании выручки компании. По первому делу в 2004 году они были приговорены к восьми годам лишения свободы.