23.12.2010

Последнее интервью Владимира Макарова в качестве главы Комитета рекламы

Это интервью Владимир Макаров дал в конце прошлой недели, когда еще рынок не знал, что комитеты рекламы и СМИ объединят в один департамент под руководством пока не названного федерального чиновника. В беседе с корреспондентом Sostav.ru Макаров ответил на скандальные обвинения главы НАВК Максима Ткачева и разъяснил позицию Комитета по повышению арендной платы для операторов наружной рекламы.

 Владимир Макаров ответил на обвинения президента Национальной Ассоциации Визуальных Коммуникаций (НАВК) Максима Ткачева , изложенных в открытом письме на имя вице-мэра Александра Горбенко. Напомним, письмо руководителя НАВК и по совместительству управляющего директора крупнейшего в России оператора наружной рекламы News Outdoor Максима Ткачева вызвало широкий резонанс среди участников рынка. Ткачев утверждал, что инициатива Комитета рекламы повысить коэффициент, по которому высчитывается арендная плата для операторов, приведет к плачевным для индустрии последствиям. Назвав инициативу Комитета "популистской и экономически безответственной", глава НАВК предложил свой комплекс достаточно жестких мер регулирования. Владимир Макаров рассказал о своем видении этой проблемы и взглядах на эпистолярную активность своего оппонента.

- Почему Комитет рекламы решил повысить коэффициент?

- Наш анализ показал, что существует неравенство пропорций продажной стоимости рекламных мест, тех цен, которые декларируются на сайтах операторов, и доходов, которые поступают в бюджет города. Сразу должен оговориться, существуют скидки, причем весьма значительные, существуют непродажи - это мы все понимаем. Но когда, например, по экрану полный прайс-лист получается в месяц 5,5 миллиона рублей, а в бюджет поступает чуть больше 50 тысяч, то, поверьте, даже при 50%-ной скидке разница существенная. Аналогичная ситуация возникает по целому ряду перетяжек.

Поэтому мы написали мэру, что хотели бы внести изменения в коэффициенты, получили его одобрение и приступили к работе. С самого начала мы собрали совещание с представителями всех общественных организаций, в том числе и НАВКа, и предъявили им наши самые первые наработки и наши аргументы.

Мы показали первые наработки, после этого мы получили замечания общественных организаций. В том постановлении, которое может быть подписано в ближайшие дни замом мэра Горбенко, учтена бОльшая часть замечаний рекламных общественных организаций. После этого оно, во-первых, будет размещено на сайте Комитета рекламы, как того требует законодательство для того, чтобы нам присылали свои замечания, и, во-вторых, будет отправлено на согласование в Департамент финансов и целый ряд других подразделений правительства Москвы.

- Изменилась ли после учета предложений операторов корректировка коэффициентов?

- Да, причем в сторону понижения. Коэффициент К1 - территориальная привязка - останется прежним, за исключением зоны 1, включающую даже не весь центр, а в первую очередь Новый Арбат и Тверскую улицу. Это самые востребованные и самые дорогие улицы, и, поверь мне, даже при повышении цен все эти объекты будут проданы и на них будут клиенты. Более того, у операторов существуют не только скидки, но и сезонные наценки к стоимости, например к Рождеству, и они все равно распродаются. Мы планировали увеличить коэффициент с 1,5 до 4, однако остановились на 2, так что увеличение стоимости аренда будет не значительной.

К2 - коэффициент, отражающий площадь - мы его сделали единицей, опять же идя на встречу пожеланиям того же господина Ткачева, потому что в одном из предыдущих писем он писал о том, что в центре много крупных форматов. Раньше 36 кв. м. считались по одной цене, а 37-мой метр в два раза дешевле. Мы это убрали - все считается по единому тарифу.

Коэффициенты К3 (условия обзора) и К4 (внедрение высоких технологий) остались неизменными, но при проведении следующих конкурсов, они потеряют свою актуальность.

К5 учитывает особенности размещения различных типов конструкций. Мы повышаем этот коэффициент для транспарантов-перетяжек и видеоэкранов, но не так значительно, как планировали. На уровне правительства и мэра признано, что это уходящий формат, поэтому мы заинтересованы, чтобы от него было больше поступлений в бюджет. Все остальные форматы, находящиеся в первой зоне, не пострадают.

- Максим Ткачев в своем письме предлагает ряд мер, в частности сделать публично доступным реестр рекламных конструкций. Как вы к этому относитесь?

- Реестр существует уже несколько лет, но эта та информация, которая не обязательна к публикации. Для того чтобы опубликовать этот реестр необходимо решение правительства Москвы, потому что там есть информация, по сути дела конкурентная, и я не готов оценить, насколько это повлияет на рыночную ситуацию. Проблемы я не вижу. Мы ещё полгода назад до всех открытых писем, готовили постановление, где предлагали разрешить Комитету рекламы на своём сайте вывесить этот реестр. Как только мэр подпишет постановление, мы сразу же его опубликуем. А то, что этого реестра не существует, это ложь.

К слову, Владимир Макаров лично продемонстрировал корреспонденту Sostav.ru технологическую базу реестра рекламных и информационных конструкций, пообещав в дальнейшем провести презентацию для прессы, дабы избежать слухов о мифичности этого самого реестра.

- Что вы думаете по поводу ужесточения санкций против нерадивых операторов?

В долгосрочных договорах предусмотрены пени за просрочку оплаты свыше 10 дней с момента получения расчета: 0,05% в день. Кроме того, Комитет имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор и аннулировать разрешение в случае, если происходит задержка оплаты свыше 10 дней. Вот если бы Комитет рекламы был такой злонамеренный, как считает г-н Ткачев, мы могли бы расторгнуть 90% договоров. Мы понимали, что есть кризис, который в договоре не прописан и форс-мажором его никак нельзя назвать, но мы шли на встречу операторам. Несмотря на то, что операторы обязались в соответствии с этим договором платить за три месяца вперед, Комитет весь кризисный период принимал платежи за месяц. По сути дела, облегчил финансовую нагрузку на операторов.

По поводу предложения господина Ткачёва о разрыве договоров за просрочку платежа более месяца я готов с рекламной общественностью эту инициативу обсудить. Г-н Ткачев, насколько я читал в прессе, продает свой бизнес, и если это такой прощальный привет всему рекламному рынку, то пусть они там методом саморегулирования с этим приветом разбираются.

За 11 месяцев этого года Комитет на 40% превысил плановое задание по собираемости. Даже сейчас, когда фирмы вышли из кризисной ситуации, бывают случаи, когда просрочки по платежам составляют более месяца. То банк задерживает платежи, то клиенты. Мы выполняем и квартальный, и годовой план, и где-то можем варьировать, входить в положение бизнесменов.

Операторы просят оставить кризисные льготы, но вы их отменяете. Почему?

- О том, что мы не будем продлевать льготы, фирмы были извещены в июне месяце, когда на комиссии по финансовому мониторингу было принято решение о продление 20%-ной льготы на второе полугодие, а с 1 января никакого продления льготы уже не будет. Стоит подчеркнуть, что благодаря этим льготам ни компания не разорилась и не было ни одного недружественного поглощения. Мы видим, насколько рынок уже вырос, и на сколько может вырасти в следующем году. Поэтому мы считаем принятые меры правильными.

- Как вы считаете, почему глава НАВК решил действовать "через голову" Комитета? В своем письме Максим Ткачев говорит, что не может найти с вами конструктивного решения.

- К сожалению г-на Ткачева, как главного автора всех подметных писем последнего времени, мы не увидели у себя на совещании. Его не было, была за него г-жа Шмакова. Хотя я каждый раз направляю на его имя приглашения. Я предполагаю, что ему просто стыдно смотреть в глазасотрудникам Комитета рекламы.

Я готов встретиться с ним в стенах Комитета рекламы, на вашем портале, в эфире любого телевидения или радио и объяснить, что мы готовы делать. Если считать, что конструктивный диалог, это стопроцентное принятие всех его предложений, это неправильно. Интересы бизнеса - это зарабатывать как можно больше денег, интересы Комитета рекламы - приносить как можно больше средств в бюджет города. Сергей Семенович Собянин поставил задачу в первую очередь экономическую, а не информационную. Вот в чем и разница. Но мы понимаем, что должен быть баланс интересов города и бизнеса. Если увеличим аренду в 1000 раз, ее мы просто не соберем.

- По вашему мнению, в чем главная проблема индустрии на данный момент?

- На мой взгляд, главная проблема индустрии в отсутствии консолидации.

Беседовал Эльдар Соколов, Sostav.ru

Расшифровка изменений по коэффициентам