17.12.2010

ФАС считают, что россияне мало летают

Фото с сайта latimes.com

Федеральная антимонопольная служба России подготовила предложения, направленные на увеличение к 2020 году объемов авиаперевозок пассажиров в 4-5 раз, грузов - в 8-10 раз, увеличение численности действующих аэропортов (аэродромов) - не менее чем в 2 раза, формирование условий для опережающего роста сегмента низкостоимостных перевозок (low cost), авиации общего назначения, в том числе бизнес-авиации, а также существенное увеличение доли региональных и местных перевозок, говорится на официальном сайте ведомства. Об этом говорится в сообщении ведомства. На основе предложений ФАС, дополненных Министерством транспорта (Минтранс) РФ, правительственная комиссия по транспорту и связи решила дать поручение в краткие сроки разработать и утвердить программу мер по развитию рынка воздушных перевозок.

В ФАС убеждены, что ситуация на рынке авиаперевозок в России нуждается в кардинальном улучшении. В ведомстве отмечают, что по объемам перевезенных пассажиров наша страна по-прежнему не вышла на показатели 20-летней давности. Доля России в мировом объеме перевозок пассажиров и грузов незначительна. По итогам прошлого года она составила менее 2%, а общий рост авиаперевозок в последние годы в большей степени происходил за счет зарубежных перевозок. При этом, постепенно сокращалась доля внутренних перевозок с 75% в 1990 году до 44% в 2009 году и доля перевозок в СНГ - с 18% до 6%.

Что касается аэропортовой сети России, то за 20 лет она сократилась более чем в 4 раза. Так, в аэропортах только 62% имеют взлетно-посадочных полосы (ВПП) с искусственным покрытием, при этом 70% объектов введено в строй около 20 лет назад. Светосигнальным оборудованием оснащено две трети аэродромов. Большому износу подвержены основные фонды аэродромной сети.

К этому следует добавить, что тарифы в крупных и мелких аэропортах значительно различаются от 1,5 раз по керосину и топливо-заправке до 3,1 по авиабезопасности и до 3,8 раз по взлёту-посадке. Одной из причин называют завышенные нормативные требования к малым и средним аэропортам, излишнее административное бремя со стороны регулирующих органов, отмечается в сообщении. Большинство аэропортов не работают как бизнес-единицы, ориентированные на рост авиаперевозок. Система тарифного регулирования также не является стимулирующей. Ситуация требует оптимизации функций и полномочий органов исполнительной власти в сфере транспорта, изменения законодательства, регулирующего воздушные перевозки.

Напомним, правительственная комиссия по административной реформе в ноябре 2010 года уже рассмотрела и одобрила часть таких предложений. Новые предложения по этому вопросу будут внесены ФАС России до конца этого года.