08.12.2010

С 2011 года автомобили могут резко подорожать

Фото с сайта autoweek.nl

Главные поставщики металлопроката ММК, "Северсталь" и НЛМК направили автомобильным компаниям коммерческие предложения, в которых цены на металл с 1 января 2011 года повышаются на 40%. Среди клиентов этих комбинатов АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, группа Sollers и другие автопроизводители, работающие на территории России. Если повышение произойдет, заводы будут вынуждены увеличить отпускные цены на автомобили на 3-5%. При этом, подорожают не только отечественные машины, но и собираемые на территории России иномарки. Документ подготовило Объединение автопроизводителей России (ОАР) на имя Виктора Христенко, министра промышленности и торговли России, сообщает "КоммерсантЪ".

Согласно этому письмо ОАР просит Виктора Христенко провести с металлургами согласительное совещание для урегулирования конфликтной ситуации. Предполагается, что копия письма будет направлена вице-премьеру России Игорю Сечину.

Ранее автозаводы попробовали оспорить действия металлургов в других инстанциях. Так, в ноябре АвтоВАЗ и Sollers независимо друг от друга обратились в Федеральную антимонопольную службу: первый - с жалобой на "Северсталь", которая намерена поднять стоимость проката для АвтоВАЗа на 40% (комбинат обеспечивает 60% потребности завода в металле), а вторая - с просьбой разобраться с конъюнктурой цен на сталь и, следовательно, обоснованностью повышения цен в целом. Sollers отправила запрос также в департамент развития конкуренции Минэкономики.

При этом, по мнению аналитиков, ни ФАС, ни министерство никаких мер принимать не будут. Это связано с тем, что ни одна из металлургических компаний не является монополистом, дело не относится к ведению ФАС, а текущие контракты с металлургами истекают в декабре, и требование поднять стоимость проката вполне законно. К тому же, меткомбинаты находятся в более выгодной переговорной позиции. Если в автопроме на закупки металла приходится до 20-30% себестоимости, то в доле продаж металлургов автопром занимает не более 5%.

Напомним, конфликт между автопроизводителями и поставщиками металла из-за цен происходит уже в третий раз за последние три года. Впервые металлурги повысили стоимость проката перед кризисом 2008 года, второй раз - весной-летом этого года. Тогда "Северсталь", ММК и НЛМК выступили с единым требованием повысить цены на металл на 25% с 1 июня текущего года и сохранить этот прайс-лист до конца года. Когда переговоры зашли в тупик, ОАО "Северсталь" остановило отгрузку ОАО "АвтоВАЗ" металлопроката с консигнационного склада. Как сказал Игорь Буренков, директор по внешним связям автозавода, в конце мая металла у автопредприятия оставалось всего на несколько дней. Через два дня после этого АвтоВАЗ, Sollers и КамАЗ написали письмо на имя премьер-министра РФ Владимира Путина с просьбой разобраться в ситуации.

Но Путин не стал вмешиваться в ситуацию, и в июне она разрешилась в пользу металлургов: компромиссное решение закрепило рост цен на металл на уровне 22% до конца 2010 года. Позже генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин предполагал, что осенью цены на металл снизятся, "поскольку конъюнктура на рынке металлов изменилась", но этого так и не произошло. Теперь ситуация обостряется снова. Не вызывает сомнения тот факт, что производители металла смогут снова заморозить поставки, если контракты не будут подписаны вовремя и на их условиях. А это значит, что с 1 января 2011 года россиян ждет либо дефицит отечественных машин, либо рост цен на них.