12.11.2010

"Магнит" может перехватить лидерство у X5

 Обострившееся противостояние Х5 Retail Group и "Магнита", по мнению специалистов информационного агентства INFOline, стало самой яркой тенденцией прошедших девяти месяцев 2010 года, сообщает РБК daily.

Краснодарский ритейлер за отчетный период смог увеличить свои торговые площади до 1,24 миллионов кв. метров, тогда как у Х5 этот показатель - 1,17 миллионов кв. метров. При этом, по эффективности работы "Магнит" несколько уступает конкуренту: рост сопоставимых продаж за девять месяцев составил 3% против 5%. Таким образом, Х5 пока остается лидером по выручке.

В рейтинге торговых сетей специалисты INFOline проанализировали операционные показатели российских ритейлеров за девять месяцев текущего года. Чистая выручка Х5 составила 234,9 миллиардов рублей. Аналогичный показатель "Магнита" за этот период - 164,4 миллиардов рублей. Выручка "Дикси" достигла лишь 45,8 миллиардов рублей. Ряд других крупных ритейлеров еще не представили свои показатели за три квартала, но согласно данным за прошлый год, вряд ли кто-нибудь приблизится к цифрам Х5 и "Магнита".

В эффективности работы магазины Х5 немного впереди: за девять месяцев сопоставимые продажи компании выросли на 5%, а "Магнита" - на 3%. По мнению генерального директора INFOlin Ивана Федякова, небольшой разрыв случился из-за излишней агрессивности "Магнита" в политике минимизации цен.

Повлияло на такую расстановку сил и то, что во время кризиса покупатели в больших городах переместились из гипермаркетов в дискаунтеры в поисках более низких цен. А так как "Магнит" развивается в регионах, то его клиенты, желая экономить, начали уходить на рынки. "Получилось, что покупатели Х5 переместились в рамках компании из одного формата в другой, а краснодарский ритейлер просто их потерял", - объясняет глава информационного агентства.

Интересно, что магазины "Дикси" показали такой же уровень эффективности работы, что и Х5: сопоставимые продажи выросли на 5%. "Московская компания представляет собой классический магазин низких цен, поэтому из них никто и не уходил", - считает Иван Федяков.

При этом, в Санкт-Петербурге всех удивили сопоставимые продажи "Ленты" и "О'кей": рост на 22 и 20% соответственно. А вот гипермаркеты Х5 в этом регионе показали отрицательные сопоставимые продажи - минус 20%. В INFOline объясняют отток покупателей у лидера отрасли по выручке тем, что клиенты магазинов не поняли идею его программ лояльности. "Лента" и "О'кей" не стали отказываться от классических скидок, однако, лишь этим фактом нельзя объяснить такой впечатляющий результат. "Это просто загадка", - удивляется аналитик.

Что касается количества торговых площадей, то всех опережает "Магнит". За январь-сентябрь 2010 года показатель составил 1,24 миллиона кв. метров, у Х5 - 1,17 миллионов кв. метров. В то время, как краснодарский ритейлер открывает свои магазины, Х5 пытается разобраться с тем, что купила. "Компания до сих не открыла все магазины, которые ей достались при покупке "Патэрсона", а "Магнит" не только открыл, но еще и неэффективные закрыл", - объясняет Иван Федяков. По данным агентства, "Магнит" за девять месяцев 2010 года открыл 550-600 магазинов, при этом 100-150 закрыл. Х5 не практикует такую тактику - сеть борется практически за каждый магазин.

Другие участники рынка не могут похвастаться такими площадями, как у лидеров рынка. Например, Metro Cash & Carry к октябрю 2010 года располагала 466 тысячами кв. метров торговых площадей, "Ашан" - 420 тысячами кв. метров.

По словам генерального директора INFOline, решающую роль в этом поединке сыграет покупка сети "Копейка" Х5. Если это случится, ритейлер может зафиксировать свое лидерство на ближайшие три-четыре года, но при другом развитии событий краснодарский игрок может перехватить первое место.