03.11.2010

Правительство не поддержало гигантов наружки

Комиссия по законотворческой деятельности единогласно одобрила проект поправок в закон о рекламе депутатов Кобзона, Мусатова и Комоедова

Правительственная комиссия по законотворческой деятельности единогласно одобрила проект поправок депутатов Кобзона, Мусатова и Комоедова об изменениях в закон о рекламе в части, касающийся наружной рекламы. Об этом Sostav.ru рассказал источник, близкий к обсуждению, добавив, что чиновники профильных ведомств и министерств не только признали необходимость принятия именно этого законопроекта для поддержки малого и среднего бизнеса, но и призвали ужесточить некоторые его пункты в ущерб крупнейшим компаниям.

Напомним, закон "О рекламе" в статье 19 части 5.1 (от 21.07.2007) обязывает муниципальные и государственные органы по истечение срока договора перезаключать его только по результатам торгов. При этом до самих торгов в виде аукциона или конкурса не допускаются игроки, обладающие преимущественным положением на рынке, то есть чья доля рекламных поверхностей на конкретной территории превышает 35%. Срок заключения договора строго ограничен пятью годами, после чего место вновь выставляется на торги.

Закон вызвал недовольство операторов - крупнейшие компании заявляли, что торги требуют слишком много денег и сил, а короткий срок по аренде делает невыгодным развитие рекламных конструкций. Малые же компании опасались, что финансовые возможности не позволят им на торгах конкурировать за места с гигантами. При этом времени для активных действий остается все меньше, поскольку у большинства операторов сроки договоров заканчиваются в 2011-2012 годах.

Депутаты Госдумы взялись решить эту проблему и в результате появились целых три варианта поправок к закону "О рекламе". Проект Иосифа Кобзона ("ЕР"), Михаила Мусатова (ЛДПР) и Владимира Комоедова (КПРФ) предлагал полностью избавить средний и малый бизнес от необходимости участия в торгах в соответствии с принятым в прошлом году законом "О конкуренции". Под этот закон подпадают все сферы малого и среднего бизнеса, за исключением наружной рекламы, что показалось законотворцам весьма странным обстоятельством.

Второй вариант поправок - единороссов Владимира Головнева и Ильдара Гималетдинова - предлагал наделить правом пролонгации договора на ближайшие пять лет всех участников рынка, в том числе и крупнейших игроков. Авторы третьего проекта - единороссы Хафиз Салихов и Георгий Лазарев - и вовсе были намерены избавить медиа-гигантов от участия в пресловутых торгах на целых пятнадцать лет.

Вполне объяснимо, почему разработчиков двух последних проектов немедленно заподозрили в лоббировании интересов международных корпорации (News Outdoor, Gallery, CBS Outdoor и JC Decaux). И почему правительственная комиссия не могла не одобрить законопроект Кобзона, Мусатова и Комоедова, в поддержку которого уже высказались несколько десятков региональных и федеральных чиновников.

Итак, поправки одобренного проекта призваны помочь малому и среднему бизнесу, но в чем конкретно заключается эта помощь? "Во-первых, предлагается сделать максимально прозрачной схему заключения договора, - комментирует управляющий директор компании "Реклама Сервис" Наталья Самойлова. - Согласованный на разных уровнях документ будет доступен в интернете, что позволит снизить коррупционную составляющую, случаи подделки документов в ГИБДД и прочие махинаторские действия до минимума. Во-вторых, депутаты предложили 60% рекламных мест закрепить за малым и средним бизнесом, что даст качественный толчок к развитию именно этого сегмента рынка".

Стабильность и долгосрочность ставит в плюсы новому законопроекту генеральный директор 3Stars Михаил Лернер. "Наш носитель (светодиодные экраны в Москве), пожалуй, один из самых затратных, начиная с оборудования, установки конструкции и последующей эксплуатацией. Данные поправки - это гарант возврата вложенных средств. Если говорить о том, смогут ли данные поправки уравновесить деятельность предприятий малого и среднего бизнеса и крупнейших международных игроков на российском рынке наружной рекламы, то спрогнозировать однозначно сейчас практически невозможно, но вектор взят правильный".

Во время обсуждения законопроекта на комиссии звучали предложения сделать его более жестким и конкретным для минимизации коррупционного давления, рассказывает наш источник. Среди таких предложений - исключение формулировок, дающих возможность двояко трактовать положения закона (например, не "возможно продление договора", а "обязательно"). Кроме того, говорилось и о необходимости снизить порог доминирования на рынке с 35% до 20%, и о предоставлении регрессивной схемы льгот для малого и среднего бизнеса, когда в первый год пятилетнего договора государство предоставляет скидку для оператора в 40%, затем 60%, 80%, и только два последних года оплата достигнет 100%.

В ближайшие дни будет окончательно решено, в каком виде законопроект ляжет на подпись премьеру Владимиру Путину. Пока же рынок замер в ожидании.