29.10.2010

Суд освободил JTI от налогов на 1,3 миллиарда

 Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) признал недействительными налоговые претензии к ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам" - структуре международного табачного холдинга JTI.

6 ноября 2008 года межрегиональная инспекция ФНС 3 доначислила JTI 1,3 миллиарда рублей налога на прибыль, НДС и санкций за 2005-2007 годы, напоминают "Ведомости".

Основные претензии были связаны с завышением лизинговых платежей за пользование товарными знаками JTI (Magna, More, Camel, Salem, Winston, Mild Seven и другими). "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам" платила по 6-8% от оборота, хотя сигареты изготавливала другая структура JTI российское ООО "Петро". Дистрибутор продавал сигареты по более высокой цене, из нее рассчитывал роялти и относил эти суммы на расходы, уменьшая налог на прибыль и оформляя вычеты по НДС.

До конца 2008 года такие претензии налоговиков были распространены, но затем президиум ВАС вынес прецедентное решение в пользу ООО "Трансмарк", входящего в группу SABMiller. Компания удачно оспорила претензии на 319 миллионов рублей по НДС, но не по налогу на прибыль 345 миллионов рублей. По логике ВАС незаконным было и доначисление налога на прибыль, но сроки оспаривания к тому моменту уже прошли, говорит "Ведомостям" партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Перенос бремени уплаты роялти с завода на общество в связи связи с повышением эффективности деятельности не противоречит налоговому законодательству, указала тройка судей ВАС. Также в определении отмечено, что налоговики не должны проверять целесообразность сделок компаний. Судьи предлагают им использовать механизм контроля за трансфертными ценами и доначислить налоги, если цены окажутся нерыночными.

JTI впервые столкнулась с такими претензиями, говорит "Ведомостям" директор по юридическим вопросам компании Люсине Овумян. По ее словам, в JTI "рады, что президиум ВАС подтвердил право компании использовать любую структуру бизнеса".

Даже если перераспределение бремени между "дочками" не влияет на общую налоговую нагрузку, компаниям часто необходимо принять такое решение, объясняет "Ведомостям" Костальгин. Например, если по просьбе губернатора региона нужно повысить прибыль завода, и заплатить с нее в бюджет субъекта больший налог на прибыль.