19.10.2010

15 лет - единственно возможный срок для наружной рекламы

 На заседании «круглого стола» в Государственной думе депутаты, ФАС и представители рекламной индустрии обсуждали вопросы регулирования рынка наружной рекламы. Значительная часть участников рынка согласна с идеей не проводить торги по распределению рекламных площадей каждые пять лет, как этого сейчас требует закон «О рекламе». Они считают, что аукционы слишком затратны, а частая смена места расположения рекламных конструкций может сделать невыгодным бизнес операторов рекламы, пишет РБК daily.

Владимир Макаров - председатель комитета рекламы, информации и оформления города Москвы считает, что отдавать места без конкурса необходимо только компаниям среднего и малого бизнеса. «Мы поддерживаем позицию о невозможности продления договоров без конкурса. Но для сегмента СМБ надо сделать исключение. Малые предприятия должны считаться такими с момента основания, но не менее, допустим, трех лет, чтобы не было злоупотребления льготами», - разъяснил он.

По мнению Дмитрия Чельцова, генерального директора «Гэллэри Сервис», установленный пятилетний срок договоров не в полной мере обеспечивает возможность и возврат инвестиций и недостаточно отвечает потребностям развивающегося рынка, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов.

«Очевидно, что в ожидании окончания сроков заключенных ранее договоров в 2012-2013 годах операторы не решаются инвестировать средства в модернизацию рекламных конструкций, опасаясь потери мест и сталкиваясь с потерей окупаемости уже сделанных инвестиций», - уточняет он. В результате, модернизация сетей откладывается на неопределенное время, задерживается введение новых 3D технологий и привлекательных инвестиционных форматов.

Период окупаемости современных высокотехнологичных рекламных конструкций, которые могли бы гармонично вписаться в городскую инфраструктуру и стать ее украшением, значительно превышает срок, установленный на сегодняшний день законодательством. Даже пятилетние договоры притормаживают и задерживают развитие отрасли, снижают потенциал распространения социально значимых типов рекламных конст¬рукций. Алгоритм и механизм проведения торгов по истечении срока действия договоров по ФЗ «О рекламе» 2008 года являются обременительными и предполагают совокупные затраты данного сегмента рынка на уровне 20 миллиардов рублей, считает Дмитрий Чельцов.

При этом, экономически обусловленный не менее чем десятилетний срок на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, на его взгляд, гарантирует постоянство и предсказуемость отношений по заключенному договору, дает возможность для дополнительных инвестиций в развитие отрасли.

Схожего мнения придерживается и исполнительный директор Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга Михаил Манжелей: «Действующие пятилетние ограничения не отвечают инвестиционным требованиям, которые предъявляются отраслью к самой себе, не позволяют использовать новое высокотехнологическое оборудование, а также осуществ¬лять какое-либо планирование деятельности, в том числе по обеспечению и развитию социальных гарантий. Развитие социальных гарантий работникам, занятым в данной отрасли, напрямую связано с возможностью осуществления возврата инвестиций. Срок действия должен быть не менее десяти лет, а экономически обоснованный срок составляет 15 лет. В закон «О рекламе» также должно быть включено право на предоставление компенсационного рекламного места».

Президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Максим Ткачев так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «С 2007 года не совершено ни одной крупной сделки в области наружной рекламы и инвестиции были сокращены в разы. Мы наблюдаем полуторакратное падение доли рынка наружной рекламы в общем пироге медиакоммуникаций. До 2007 года мы говорили о 17-18,5%, сейчас - о 13%. Именно избыток госрегулирования делает нашу отрасль менее конкурентоспособной. Одна из проблем - социальная реклама. Примерно несколько лет назад правительство Москвы увеличило квоту на размещение социальной рекламы с 5%, предусмотренных федеральным законодательством, до 15%. При этом была сделана поправка, что речь идет о размещении не только рекламы, но и городской информации 3D».

По мнению замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяны Никитиной, любая пролонгация договоров без конкурсов противоречит той политике, которую они на протяжении многих лет ведут с точки зрения развития конкуренции. Простая пролонгация ранее заключенных договоров ведомством поддержана не будет. Идею поддержки малого бизнеса готовы обсуждать, хоть и с существенными замечаниями.

В нереалистичности названных сроков уверен и руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов. «Я никогда не поверю в то, что рекламная конструкция в виде скамейки будет окупаться пять лет. У нас есть более капиталоемкие сферы, например ЖКХ, которые требуют многомиллионных вложений и окупаются за пять-десять лет. И это общемировая практика. А тип конструкции в договоре, если изначально договор, разыгранный на торгах, предполагал определенную конструкцию, менять нельзя, так как разная конструкция - это разная эффективность использования места, разный финансовый поток», - заключил он.