20.09.2010

Платные дороги для автовладельцев не за горами

В 2011 году большая часть участков федеральной трассы "Дон" будет платной. Об этом заявил глава Минтранса Игорь Левитин телеканалу "Россия 24". В первую очередь это коснется обходов крупных городов.

17 миллиардов рублей получит компания "Автодор", созданная для строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог, в следующем году. По мнению Игоря Левитина, эта сумма позволит привести дорогу в нормативное состояние и пригласить операторов на долгосрочный период ее обслуживания.

Однако, принятый в 2007 году закон о платных автодорогах предполагает обязательное наличие альтернативного бесплатного объезда. А также, взимание денег за проезд возможно только на тех трассах, которые изначально строятся как платных. При этом оставив бесплатными те дороги, которые существуют уже сейчас и построены на деньги налогоплательщиков.

Но в 2009 году замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что от обязательного условия альтернативной бесплатной трассы следует отказаться, пишет "НГ". По его мнению, необходимо сделать "гибкий механизм платности" для того, чтобы не требовалось наличия альтернативных бесплатных дорог. При этом Андрей Клепач объяснил, что после отмены законодательных требований о наличии бесплатного объезда правительству легче будет привлекать частные инвестиции в строительство транспортной инфраструктуры. А также, такое нововведение должно коснуться уже действующих автодорог, которые требуют реконструкции: после реконструкции их тоже следует сделать платными, добавил он.

По словам Федеральной антимонопольной службы, введение платы за проезд по единственной трассе попадает в сферу антимонопольного регулирования. При этом, отмена требований бесплатного объезда может сопровождаться множеством оговорок, которые необходимо будет специально анализировать, говорится в службе.

Если государство построит бесплатные альтернативные дороги или если оно не будет ликвидировать уже имеющиеся альтернативные пути, а начнет их поддерживать в должном состоянии, то в платных дорогах ничего страшного нет, сообщил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин изданию.

"У любого водителя должно быть право выбора. Но именно это право у нас могут отнять", - говорит Травин.

К этому следует отнести еще и установление льготных тарифов для отдельных категорий граждан. Так, например, начальник ГАИ, прокурор, местные судьи, их семьи и помощники будут иметь право бесплатно или по льготной цене пользоваться трассой, а для простых автовладельцев, чтобы окупить эти самые льготы, тарифы придется повысить, уточнил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

По словам руководителя московского представительства Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, Запад начал отходить от идеи платности проезда. Проезд за деньги себя не оправдал.

"Экономика после введения платных дорог теряет в два раза больше, чем получает. Это становится ясно после 5-10 лет эксплуатации платных трасс, - объясняет эксперт. - В большей степени платные дороги окупаются за счет грузоперевозок. Удорожание грузоперевозок ведет к росту цен на перевозимую продукцию и сказывается на потребителях. А потребительский спрос ограничен, рост зарплат не покрывает подорожания продуктов. Ни о каком развитии экономики в таких условиях не может быть и речи".

К этому добавляется и то, что вся прибыль от платных дорог будет принадлежать компании "Автодор". И распоряжаться ею компания сможет по собственному усмотрению, направляя прибыль на строительство платных трасс и на организацию платного проезда на уже построенных дорогах.

Также, правительство окончательно решило взимать плату за пользование автодорогами не только с иностранных грузовиков, но и с российских.


Иллюстрация с ресурса aif.ru