16.08.2010

Президент выступил за демонополизацию рынков

Продолжается продвижение "третьего антимонопольного пакета" поправок к закону "О защите конкуренции". 14 августа 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов представил на рассмотрение документ президенту Дмитрию Медведеву. Как сообщает "Коммерсантъ" президент сделал заявку на открытие теории конкуренции в области. Дмитрий Медведев считает, что уменьшение конкуренции напрямую связано с благосостоянием игроков на рынке. На сегодняшний момент Москва признана, по мнению правительства, проблемной с точки зрения развития конкурентной среды, так как в период с 2008 по 2010 года она значительно ухудшилась по всей стране.

В субботу на встрече первый вице-премьер Игорь Шувалов и президент Дмитрий Медведев обсуждали проект изменений в правила антимонопольного регулирования. Шуваловым был представлен годовой доклад ФАС о состоянии конкуренции в России за 2009 год, опубликованный службой еще в июне месяце этого года.

Поводом к продвижению "третьего антимонопольного пакета" послужили грубые неточности во "втором пакете" законопроектов ФАС, принятом Госдумой в прошлом году. Как сообщает издание, "второй пакет" предусматривал уголовную ответственность и крупные оборотные штрафы за так называемые "согласованные действия" - нарушения, наличие которых устанавливается экспертной оценкой ФАС. Предложенный сейчас "антимонопольный пакет" снимает уголовную ответственность, но при этом сохраняет понятия картеля, соглашений и недоказуемых согласованных действий. Также он предусматривает расширение полномочий ФАС. А именно, если раньше служба только реагировала на обращения, то теперь надеется получить право проводить внеплановые проверки организаций по собственной инициативе, сообщает "Коммерсантъ".

Особое внимание уделили такому важному понятию как "монопольные цены". На данный момент "монопольной ценой" может быть объявлено отклонение сырьевых цен от экспортной альтернативы (net-back) в любую сторону, говорится в издании. Для их определения будут использовать метод сопоставимых рынков. Необходимость ФАС учитывать биржевую цену предусматривает "третий пакет". Если торговля на бирже соответствует критериям антимонопольной службы - анонимность торгов, не менее трех участников, объем не менее 20% оборота рынка, то биржевая цена не будет признана монопольной.

"Третий антимонопольный пакет" - своего рода отступление от сверхжестких нововведений предыдущих двух. Но, несмотря на это, Дмитрий Медведев заинтересован в соблюдении жесткости при практическом применении антимонопольного законодательства. Как сообщает "Коммерсантъ", на проведенной ранее встрече Владимира Путина и Игоря Артемьева, главы ФАС, премьер-министр проявил достаточный энтузиазм в вопросах преследования участников рынка за действия, истолкованные российским антимонопольным законодательством как ограничение конкуренции. Игорь Шувалов был более сдержан, несмотря на то, что формальный повод для новых антирыночных репрессий у него был. В докладе ФАС за 2009 подтверждается некоторое ухудшение позиций РФ в рейтинге Всемирного банка DoingBusiness именно с точки зрения развития конкуренции. По мнению первого вице-премьера, конкурентная среда в своем развитии существенно приостановилась. Эксперты утверждают, что к тем же параметрам конкурентности Россия сможем вернуться приблизительно через год-полтора. Однако и сейчас есть хорошо развивающиеся отдельные отрасли, которые значительно конкурентнее, чем в 2008, 2009 годах. Конкурентную среду имеет розничная торговля, другие сектора. Но, вместе с тем страна переживаем и монопольные тенденции, которыми необходимо серьезно заниматься, говорит Игорь Шувалов изданию.

По мнению президента, монополия легче всего создастся в крупных населенных пунктах. Это связано с концентрацией значительного количества капиталов, которое и приводит к монополизации рынка. Такая теория, по мнению Дмитрия Медведева, способна объяснить сегодняшнюю ситуацию, пишет издание.

Однако ранее теория об ослаблении конкуренции при повышении уровня доходов игроков экспертами-теоретиками не рассматривалась. Изучение конкурентной среды в десяти крупнейших городах России Всемирным банком не подтвердили идеи президента. Как сообщает издание, сильной корреляции между валовым региональным продуктом на душу населения и местом в рейтинге (Москва - на последнем месте, Казань - на первом) не прослеживается.

Также в докладе неявно указаны и некоторые другие причины ситуации с конкурентной средой в Москве. Например, в нем упоминается, что УФАС России по Москве признало правительство Москвы нарушителем закона по защите конкуренции. Причина - передача правительством части функций государственного органа власти субъекта РФ (в данном случае департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) хозяйствующим субъектам ГУП "МосгорБТИ", "Агентство по реализации жилищного займа и субсидий", ИАЦ ЕИС "Жилище", "Московский городской центр арендного жилья", "Мосреестр". Полномочия госконтроля передавались хозяйствующим субъектам - ГУП "Агентство по реализации жилищного займа и субсидий" и "Московский городской центр арендного жилья", пишет "Ъ".

Но нужно заметить, что "третий антимонопольный пакет", впрочем, как и первые два, практически не затрагивает вопросов госрегулирования госмонополий, которые сейчас в меньшей степени, чем частные игроки, подвержены давлению ФАС, сообщает издание. Несмотря на то, что регулирующая деятельность ФАС и Минэкономики в отношении таких организаций, как "Газпром" и РЖД в последнее время несколько усилилась, особый режим работы госмонополий, очевидно, вносит в ситуацию с конкурентной средой вклад, как минимум сравнимый с вкладом, вносящимся в ее деградацию ростом благосостояния регионов.