16.07.2010
Логотип Romir

Малый и средний бизнес оживает



Исследовательский холдинг «Ромир» и Национальный банк «ТРАСТ» представляют результаты очередного этапа регулярного всероссийского исследования настроений малого и среднего бизнеса России (МСБ). Данные традиционно представлены в виде комплексного «ТРАСТ Индекса МСБ»*, который включает оценку текущего состояния и ожиданий малого и среднего бизнеса. Настроения МСБ анализируются в целом по России, а также по сегментам (микробизнес, малый бизнес, средний бизнес) и в региональном разрезе.

В июне 2010 года впервые с начала кризиса «ТРАСТ Индекс МСБ» зафиксировал преобладание положительных оценок над негативными у представителей малого и среднего бизнеса (101 и 105 пунктов соответственно).

Микробизнес, несмотря на существенную положительную динамику Индекса (+13 пунктов по сравнению с февралем 2010 г.) все еще в отрицательной зоне с 93 пунктами. Напомним, что положительная зона Индекса начинается с отметки 100 пунктов. Консолидированный «ТРАСТ Индекс МСБ», соединяющий в себе данные всех 3-х категорий бизнеса, также вырос до 97 пунктов (+15 по сравнению с февралем 2010 г.). Динамика со 2 квартала 2009 г. составила 27 пунктов (см. График №1).

Диаграмма

«Постепенно выправляется в сторону плюса нацеленность бизнес-сообщества на кредитные средства и оценка уровня взаимоотношений с органами власти – именно эти показатели с началом кризиса просели заметнее остальных. Практически повсеместно наблюдается преобладание оптимистичных оценок перспектив развития над оценкой текущего состояния, что свидетельствует о том, что бизнес-среда готова к качественному росту в ближайшей перспективе», - резюмирует результаты исследования Надия Черкасова, Председатель Правления НБ «ТРАСТ».

Рост индекса настроений в среднем, малом и микробизнесе является ожидаемым, так как посткризисный шок прошел и экономика России оживает. Данную тенденцию также фиксирует Росстат на протяжении трех последних кварталов подряд на базе данных преимущественно о крупных компаниях.

«Руководители среднего и малого бизнеса стали оценивать ситуацию более спокойно. Оценки текущего состояния все еще умеренно-негативные, а вот ожидания уверенно вошли в положительную зону. Доля компаний, рассчитывающих на рост инвестиций, почти в два раза превышает долю компаний, ожидающих их сокращения. Отчасти это связано с небольшим улучшением в сфере доступности кредитования среднего и малого бизнеса, - добавляет Игорь Березин, Советник президента исследовательского холдинга «Ромир», президент Гильдии маркетологов, - Однако немаловажно отметить, что ситуация остается весьма неустойчивой. В этих условиях предприятия среднего и малого бизнеса особенно сильно нуждаются в поддержке со стороны федеральных и региональных органов государственной власти».

В целом, состояние среднего бизнеса устойчиво растет, как и комплексное самочувствие «малышей» (микро- и малого сегмента). При этом наиболее существенный рост индекса за год наблюдается в сегменте среднего бизнеса - на 33 пункта. Среди малого бизнеса показатель индекса со второго квартала 2009 г. также значительно вырос – на 28 пунктов, а в отношении микробизнеса – на 29 пунктов (см. График №2).

Диаграмма

«Безусловно, положительные ожидания со стороны СМП связаны в первую очередь с оживлением индексов потребительской активности. Малый бизнес в основном получает доход от розничных продаж, а поскольку население постепенно переходит к более активному потреблению, то это сказывается позитивно на продажах, а еще больше – на ожиданиях бизнеса. Насколько эта тенденция устойчива – покажет уже третий квартал» - комментирует ситуацию Михаил Мамута, президент Российского Микрофинансового Центра (РМЦ).

Территориальный аспект.

Наибольший рост положительных настроений по сравнению со 2 кварталом 2009 года наблюдается в регионах – «полюсах роста» (Ставрополье и Приморье - плюс 42 пункта), «опорных» регионах (Самарская, Новосибирская области) – плюс 30 пунктов, и регионах – «локомотивах» (Московская и Свердловская области) - плюс 27 пунктов.

В группе регионов с высокой положительной динамикой Индекса бизнес чувствует себя более уверенно благодаря достаточному инвестиционному потенциалу (совокупности имеющихся в регионе производственных факторов и сфер приложения капитала) на фоне умеренного уровня риска, т.е. пониженной концентрации факторов, которые приводят к возможным инвестиционным потерям предприятий (политический, экономический, социальный и др.). При этом самый высокий показатель «ТРАСТ Индекса МСБ» - 122 пункта, соответствующие докризисному уровню, зафиксирован в регионах-«полюсах роста».

Диаграмма

Регионы – «точки роста» (Новгородская область, Бурятия) – пока демонстрируют незначительную положительную динамику Индекса (+ 6 пунктов) за счет роста текущего состояния МСБ, но это компенсируется общим высоким уровнем самочувствия бизнеса, зафиксированным на отметке 104.

В меньшей степени положительные настроения малого и среднего бизнеса повысились в «проблемных» регионах (Республика Марий Эл, Курганская область) – всего на 16 пунктов. Рост сдерживает, прежде всего, индекс текущего состояния – среди всех регионов в июне 2010 г. здесь он самый низкий - 65 пунктов. Это объясняется тем, что в группе «проблемных регионов» инвестиционный потенциал предприятий находится пока на низком уровне, а уровень риска потери инвестиций в экстремальном состоянии.

А в регионах с неопределившимися перспективами (Брянская область, Дагестан), в противовес общей тенденции к росту, зафиксировано снижение уровня индекса за год на 5 пунктов, произошедшее в первую очередь за счет падения индекса текущего состояния на 13 пунктов.

Об исследовании:

* «ТРАСТ Индекс МСБ» - всероссийский проект по мониторингу состояния малого и среднего бизнеса (МСБ), который более 3-х лет реализуется исследовательским холдингом РОМИР по заказу Национального банка «ТРАСТ». Информация собирается «из первых уст» - эксперты регулярно опрашивают более 1300 предпринимателей по всей России, формируя общую картину самочувствия МСБ. Респонденты представляют 3 основные категории – микро-, малый и средний бизнес и отвечают на вопросы по 2 основным направлениям – Индекс самочувствия (оценка текущего состояния) и Индекс ожиданий (оценка перспектив развития). В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе.

Методика составления «ТРАСТ Индекса МСБ» разработана специалистами исследовательского холдинга «Ромир» на основе подхода Мичиганского университета, который был адаптирован с учетом российской специфики.
Значение Индекса может изменяться от 0 до 200 пунктов. Индекс равен 200, если все опрашиваемые дают положительные оценки. При 100 единицах доля положительных и отрицательных оценок одинакова, а значение Индекса ниже 100 говорит о преобладании негативных оценок.

РОМИР