29.06.2010

Поправки о спонсорах в соцрекламе недоработаны

Закон дает новые возможности, но не определяет наказание за его несоблюдение

 На прошлой неделе на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, касающийся правил размещения социальной рекламы. Нововведения коснутся упоминания в социальной рекламе спонсоров и других физических лиц и организаций. Sostav.ru и эксперт компании "КонсультантПлюс" Дарья Муратова попытались разобраться в поправках, какова их цель и как изменится с их принятием действующее законодательство.

На сегодняшний день размещение социальной рекламы является для рекламораспространителя не только правом, но и обязанностью. Социальная реклама должна составлять до пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы любого вида (теле-, радио-, печатной или наружной). В отличие от коммерческой, социальная реклама направлена не на повышение спроса на товар, а на привлечение внимания к общественным проблемам. В связи с этим действующий Закон о рекламе устанавливает ряд ограничений на содержание социальной рекламы. Например, в ней запрещается упоминать физических или юридических лиц. Исключение составляют спонсоры и государственные или муниципальные органы.

Законопроект конкретизирует эти положения. В частности, информация о спонсоре в социальной рекламе, размещаемой на телевидении, радио и при кинообслуживании, не должна будет превышать трех секунд, и занимать более семи процентов площади кадра или пяти процентов другой рекламной площади.

Ограничения на упоминание в социальной рекламе физических лиц, нуждающихся в лечении или иной помощи, если это необходимо для благотворительных целей, законопроектом сняты. Кроме того, теперь в социальной рекламе можно будет сообщать о социально ориентированных некоммерческих организациях в том случае, если содержание соответствующей рекламы включает описание благотворительной или другой общественно-направленной деятельности таких организаций. Информацию об органах государственной власти и местного самоуправления по-прежнему можно размещать в социальной рекламе без ограничений.

Одновременно Госдума рассматривает законопроект, который освободит от НДС безвозмездное оказание услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы.

Поправки, касающиеся социальной рекламы, призваны повысить внимание к общественным проблемам и привлечь в эту сферу рекламодателей. Ограничение на упоминание спонсоров поможет сократить случаи подмены социальной рекламы коммерческой. Однако введение новых требований к содержанию социальной рекламы порождает вопрос об ответственности за их несоблюдение.

Субъект ответственности за нарушение Закона о рекламе определяется за каждое нарушение отдельно. В настоящее время требования к содержанию социальной рекламы установлены п. 4 ст. 10 Закона о рекламе. Ответственность за нарушение этого положения возложена на рекламодателя. Поправки включают в ст. 10 Закона о рекламе новые пункты 5 и 6, но субъект ответственности за нарушение этих конкретных положений ни Законом о рекламе, ни законопроектом пока не определен. Получается, что в результате технических недоработок законопроекта неясно, кто будет отвечать за несоблюдение новых требований.