22.03.2010

Восемь кинопродюсеров получат от государства по 250 миллионов рублей

кинокомпании Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии назвал восемь продюсерских компаний, которые в 2010 году получат субсидии из госбюджета - по 250 миллионов рублей каждая. Об этом пишет "Коммерсант".

Это СТВ Сергея Сельянова, "Дирекция кино" "Первого канала", "Три Тэ" Никиты Михалкова, подразделение холдинга "Проф-медиа" - "Централ Партнершип", "Профит" Игоря Толстунова, Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова и "Рекун" Валерия Тодоровского.

Компании, на долю которых в сумме приходится 2 миллиарда рублей, могут направить деньги на собственные проекты или заняться их дальнейшим перераспределением. Каждая компания будет обязана потратить деньги не менее чем на три фильма, причем объем господдержки не должен превышать 70% от бюджета картины, объяснил "Ведомостям" исполнительный директор фонда Сергей Толстиков. По словам Толстикова, еще 300 миллионов средств фонда по поручению премьер-министра Владимира Путина выделено на бонусы для фильмов, которые в посмотрят в кино более 1 миллиона зрителей.

Оставшиеся 560 миллионов пойдут на финансирование социально значимых фильмов - в фонде есть обращения от госорганов о необходимости осветить важные темы или выпустить фильмы к определенным датам, например годовщине войны 1812 года. Эти проекты также должны делать в первую очередь лидеры киноиндустрии, заметил "Ведомостям" Толстиков.

Выделяемой суммы в 250 миллионов рублей может хватить на производство трех-четырех полнометражных фильмов, пишет "Коммерсант". Например, бюджет фильма "Любовь в большом городе" (студия "Леополис") составил 126,8 миллиона рублей, "Невеста любой ценой" ("Централ Партнершип") - 45,9 миллиона, "Лопухи" ("Каскад") - 47,6 миллиона. По подсчетам исследовательской компании Movie Research, только эти три фильма в 2009 году покрыли издержки на производство.

"Возвратность" средств, оговоренная в уставе фонда, не подразумевает, что студии должны будут вернуть все средства, полученные в виде субсидий,- речь будет идти только о заранее оговоренном проценте от выручки, полученной фильмом в кинопрокате, без учета продажи прав на телепоказ или выручки от DVD-релиза.

Выбирая получателей госсредств, фонд ориентировался на рейтинг кинопродюсеров от Movie Research. Гендиректор Movie Research Олег Иванов пояснил "Коммерсанту", что они оценивали количество и качество выпущенных фильмов, баллы начислялись по трем критериям - зрительская оценка, оценка профессиональным сообществом, а также устойчивость и надежность организации. Учитывалось лидерство фильмов в кинопрокате, телевизионные рейтинги, участие в кинофестивалях, призы и награды, общая продолжительность работы в кинопроизводстве и активность в течение последних трех лет. Не учитывались ни объемы кассовых сборов, ни рентабельность кинопроектов, хотя на этом настаивала Гильдия продюсеров. У кинокомпаний пока нет аудированной отчетности, объясняют в Movie Research.

Новую систему распределения бюджетных средств одобряют не все продюсеры. Гендиректор компании "Стартфильм" Сергей Члиянц считает схему распределения денег фонда "коррупционным сговором". "Это просто распил государственных денег, который приведет к стагнации отрасли. Восемь компаний получили совершенно неконкурентные преимущества, и у них нет никакого стимула заниматься дальнейшим перераспределением этих денег на независимые проекты",- заявил он "Коммерсанту".

С ним согласен руководитель кинокомпании "Реал Дакота", президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров: "Рынок искусственно разделен на назначенных "лидеров" и остальной продюсерский цех, который остается один на один с массой нерешенных проблем: отсутствием нормального рынка сбыта, засильем пиратов - и при этом лишается какой бы то ни было финансовой помощи со стороны государства".