10.03.2010

«Купят, куда денутся»

Столичные власти не сомневаются: несмотря на возможное подорожание «народных гаражей», их все равно будут раскупать

Народный гараж
Фото: РИА "Новости"
Стоимость машиноместа в паркингах, построенных по программе «Народный гараж», может увеличиться с 350 до 420 тыс. рублей. Впрочем, в мэрии Москвы не сомневаются: даже если повышение и произойдет, то спрос на гаражи, продажи которых стартовали 15 февраля, все равно будет колоссальным. Ведь рыночная цена на подземные паркинги в столице сегодня начинается с 20−25 тыс. долларов, и их продолжают раскупать, несмотря на кризис.

Проблема не решается

Места в московских «народных гаражах», которые начали строиться с 2009 года и продаются по 350 тыс. рублей, могут подорожать из-за долгов по прокладке коммуникаций. Об этом во вторник, выступая на заседании столичного правительства, сообщил первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Петр Аксенов.

«В 2009 году МОЭК пошла навстречу с отсрочкой платежей за техническое присоединение и продлила ее до апреля. Сейчас только по Северо-Восточному округу нужно заплатить 119 млн рублей (всего по городу − 1,176 млрд рублей − прим. ред.) Цифра серьезная, и в случае оплаты тарифа изменится и стоимость гаража», − цитирует слова Аксенова РИА «Новости».

Чиновник отметил, что для решения проблемы мэр Москвы Юрий Лужков обратился в Федеральную службу тарифов, но, «к сожалению, эта проблема уже на протяжении семи месяцев не решается». К слову, проблема долгов – не единственная, которую московским властям приходится решать по программе «Народный гараж». В конце прошлого года сотрудники следственного комитета при прокуратуре РФ возбудили уголовное дело в отношении высокопоставленных чиновников мэрии, курировавших эту программу. По мнению прокуроров, из-за действий чиновников бюджет Москвы потерял 109,5 млн рублей.

Цена разногласий

Надо сказать, что в настоящее время ситуация с гаражами в Москве близка к критической. В столице зарегистрировано около 3,5 млн автомобилей, из которых, выражаясь языком чиновников, «местами организованного хранения и парковки» обеспечены лишь 47% авто. Если же говорить о местах хранения европейского уровня (отдельно стоящие гаражи и машиноместа в подземных паркингах), то с ними показатель совсем бедственный − 9%.

Сама же программа «Народный гараж» впервые была анонсирована в 2004 году. Ожидалось, что к концу 2007 года она доведет уровень обеспечения москвичей парковочными местами до 70%, а сами они будут продаваться по 5 тыс. долларов. Тогда префектуры для гаражного строительства отобрали 87 участков, из которых построить «народный гараж» удалось только на одном.

Реанимировалась же программа летом 2009 года. Тогда столичное правительство решило воспользоваться кризисом и подешевевшими материалами, и 12 июня, в День строителя, сам мэр Москвы Юрий Лужков прибыл на улицу Римского-Корсакова, вл. 15, где собственноручно залил первый кубометр бетона в основание будущего «народного гаража». Продажи же машиномест по этой программе начались 15 февраля этого года, а всего до конца декабря власти планируют построить стоянки на 155 тыс. машиномест.

Гаражная анатомия

Что непосредственно представляют собой «народные гаражи»? Внешне они выглядят далеко не так эффектно, как знаменитые «початки кукурузы» в Чикаго (последние включают в себя апартаменты, офисы, банки, 18 этажей парковочных мест и действительно внешне напоминают початки кукурузы). Габариты типового машиноместа от Лужкова составляют 3х6х2,7 м, а его приведенная площадь – 35,1 кв. м. Конструктивные размеры мест хранения автомобилей позволяют, при желании автовладельцев, огораживать машиноместа сетчатыми проветриваемыми перегородками. В высоту паркинги составляют в среднем два−четыре этажа, их стены сделаны из монолитного железобетона и газобетонных блоков, а полы − из асфальтобетона. Сам паркинг будет, разумеется, не отапливаемым.

На сайте Дирекции гаражного строительства говорится о том, что купить гараж можно и в кредит, через официального партнера программы − Банк Москвы. Сxема выдачи такого кредита очень поxожа на ипотечный: срок заема − от одного до пяти лет, а одолжить можно от 140 до 350 тыс. рублей. Кредит выдается под залог приобретаемого машиноместа, а процентная ставка по кредиту составляет 14,2% годовых в рублях.

Дешево и сердито

Насколько вырастет цена «народных гаражей» из-за задолженности по прокладке коммуникаций? Сам Петр Аксенов предпочел не называть конкретную цифру, однако в сентябре 2009 года, когда проблема начала нарастать, глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко заявил, что в 2010 году «народные гаражи» могут подорожать до 400−420 тыс. рублей.

Однако в мэрии столицы не сомневаются: даже если подорожание и произойдет, все равно интерес к «народным гаражам» будет колоссальным. В частности, по словам главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, только в СЗАО о желании участвовать в программе заявили уже 3,5 тыс. человек, а в таких районах, как Новокосино и Кожухово, даже возникли очереди при подаче заявлений. «Купят, куда денутся, − сообщил газете ВЗГЛЯД источник в мэрии Москвы. − Владельцы «копеек» все равно не смогут купить место в гараже, а те, кто владеет недорогими иномарками, вполне смогут найти лишние 50−60 тыс. рублей, тем более что они могут взять ипотеку».

И подобная точка зрения неудивительна: средняя цена решения проблемы комфортной парковки собственного авто в Москве сегодня гораздо выше 350 тыс. рублей. Стоимость продажи машиноместа в столичных подземных паркингах (других практически нет) составляет от 20 тыс. долларов. Цена машиноместа в доме бизнес-класса колеблется от 40 тыс. до 80 тыс. долларов, а в элитных объектах – от 60 тыс. долларов до 200−300 тыс. долларов. Для сравнения: в Европе места на многоуровневых не отапливаемых парковках стоят в пределах 4−5 тыс. евро.


Валерия Вдовенкова



Взгляд