03.02.2010

Аэрофлоту передадут активы так и не созданной компании "Росавиа"

Аэрофлот Росавиа Планы госкорпорации "Ростехнологии" создать конкурента "Аэрофлоту" в лице компании "Росавиа" завершились неудачей, пишет "Коммерсант".

В понедельник вечером прошла встреча премьера Владимира Путина с министром транспорта Игорем Левитиным. Министр предложил акционировать авиационные ФГУПы, которыми управляют "Ростехнологии", и "осуществить их слияние с компанией "Аэрофлот". Премьер согласился с ним. Путин лишь поинтересовался, не будет ли сделка противоречить антимонопольному законодательству.

Сейчас "Аэрофлот" контролирует около 15% рынка внутрироссийских перевозок, а вместе с авиакомпаниями "Ростехнологий" это будет 30-35%, и это "вписывается в рамки", ответил Левитин.

Как известно, в 2008 году "Ростехнологиям" передали госпакеты акций нескольких авиакомпаний, в том числе альянса AiRUnion. Глава корпорации Сергей Чемезов объявил, что на их основе, а также на базе собственных активов "Ростехнологии" создадут новую компанию "Авиалинии России" (впоследствии переименованную в "Росавиа"). 49% в проекте должно было получить правительство Москвы, которое рассчитывало привлечь дополнительных пассажиров в аэропорт Внуково. Но к осени 2009 года переговоры зашли в тупик, и Москва фактически вышла из проекта.

К концу года авиакомпании "Ростехнологий" оказались в удручающем финансовом положении, пишет "Коммерсант". Чтобы спасти от банкротства крупнейшую из них - ГТК "Россия", первому вице-премьеру Игорю Шувалову пришлось в декабре выдать ей прямую бюджетную субсидию на 3,9 миллиарда рублей. В конце декабря Игорь Левитин, возглавляющий совет директоров "Аэрофлота", предложил выкупить у бизнесмена Александра Лебедева принадлежащие ему 25,8% акций перевозчика. Часть из них должна быть обменяна на авиаактивы "Ростехнологий".

Аналитик "ВТБ Капитала" Елена Сахнова замечает "Коммерсанту", что по отношению стоимости к пассажирообороту авиакомпании "Ростехнологий" должны дисконтироваться на 50% к аналогичному коэффициенту для "Аэрофлота". В таком случае справедливая цена активов составит не более 10% акций "Аэрофлота", считает она. "Аэрофлот" в 2009 году перевез 8,75 миллиона пассажиров, а с учетом "Нордавиа" и "Донавиа" - 11,06 миллиона.

Общий пассажиропоток авиакомпаний, управляемых "Ростехнологиями", в 2009 году составил 6,7 миллиона человек. В сумме этот показатель составляет около 40% всех перевозок российских компаний в 2009 году. Но математически суммировать объемы перевозок компаний не получится, говорит "Коммерсанту" гендиректор Infomost Борис Рыбак. Он допускает, что присоединение компаний лишь ухудшит отчетность и капитализацию "Аэрофлота", как это и происходит сейчас за счет "Нордавиа" и "Донавиа".

"Мы негативно относимся к объединению низкорентабельных авиакомпаний с высокой долговой нагрузкой с "Аэрофлотом", который является лидером отрасли по показателям эффективности, - заявил GZT.RU аналитик "Финама" Константин Романов. -Кроме того, авиакомпании, входящие в "Ростехнологии", имеют существенно более старый парк самолетов по сравнению с "Аэрофлотом", который к концу 2009 года вывел полностью из эксплуатации устаревшие и неэкономичные российские самолеты. Также организационная структура авиакомпании может стать более трудноуправляемой".