29.01.2010

Кто тратит, кто не тратит и почему?

Исследуя посткризисные консьюмерские категории....



Craig Hurst
Потребители по-разному отреагировали на глобальный финансовый кризис. В некоторых странах люди пострадали больше, в других - меньше, но даже в каждой отдельной стране можно отметить, что разные люди реагируют на кризис по-разному. Некоторые его едва почувствовали, и их жизнь совсем не изменилась. Но для других он изменил всю жизнь, поглотил сбережения и подорвал веру в большой бизнес и правительство.

Стив Хейлз (Steve Hales), Глобальный Директор Качественных исследований в Synovate, отмечает, что два фактора являлись драйверами для изучения потребительских предпочтений на более глубоком уровне в поиске скрытых инсайтов: " Первое - это большой спектр человеческих ощущений и многообразие реакций на кризис. Второе - противоречивые выводы в СМИ относительно кризиса о рецессии - одни говорили, что худшее - позади, другие - что дно еще не достигнуто. Поэтому, чтобы достичь какого-либо успеха в продвижении своей продукции, необходимо понять настроения людей."

В исследовании Synovate "Игра восприятий" приняло участие 14 стран, и вот что мы обнаружили (перейдите на инфографику)




К какому (пост-кризисному ) типу Вы относитесь?

1. Позитивно мыслящие приспособленцы (opportunists)

Эти люди обычно активны, независимы, инновационны, креативны, позитивно настроены и целеустремленны. У них есть высшее образование, и они скорее молоды, (25-35, одинокие или в браке без детей), финансово устойчивые, с ограниченным числом обязанностей. Они присутствуют в любой стране. В России это люди, интересующиеся товарами сегмента премиум, но при этом подходят к покупкам взвешенно и разумно. "Я смотрю на кризис как на новые возможности для себя. Я инвестирую в свой бизнес"

2. Позитивно настроенные готовые пересмотреть образ жизни Lifestyle Re-evaluators

Люди в этом сегменте скажут, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст. Это относительно маленький сегмент. К нему принадлежит средний класс и верхний сегмент среднего класса. Они уверены, что общество в целом отвечает за кризис и должно отвечать за его последствия. Они думают, что компании должны подойти к рецессии с полной ответственностью, главы компаний должный поумерить свои аппетиты. Они склонны использовать рецессию как возможность для социальных изменений. В России это люди с активной жизненной позицией, не желающие отказывать себе в удовольствиях и ищущие "менее дорогие" возможности для приятного времяпровождения (отдых не ресторане, а на природе, ремонт в квартире своими силами и т.д.) "Я никогда не откажусь от удовольствий, несмотря на кризис".

3. Убежденные пофигисты Confident Ignorers

Это относительно маленькая группа. В основном это богатые люди из США и Европы, которых кризис почти не коснулся или жители Индии, Китая и Тайланда, где воздейстияе кризиса было минимальным. Их восприятие, ценности и покупательское поведение практически не изменилось и остается таким же, как и до рецессии.

4. Осторожные накопители Cautious Savers

Этот сегмент - самый большой и распространен по всему миру. Это люди в возрасте 30 - 50 +, имеющие высшее образование, принадлежат среднему классу, не гибкие в плане работы. На них кризис отразился или они были близки с кем-то, кто пострадал от кризиса. Они сократили траты, переключились на более дешевые бренды и хотят больше сберегать. Эти люди отложили покупки автомобиля, отказались от путешествия заграницу, и т. д. "Я хочу контролировать траты, сберегать, когда только это возможно, и стараться себя обезопасить в будущем, которое может быть непростым"

5. Озлобленные пессимисты Angry Pessimists

Эта группа людей пережила потерю работы, сбережений, потерю бизнеса - для них, очевидно, жизнь в прошлом была лучше, чем сейчас. Они среднего возраста и старше, живут в США. Великобритании, Германии, Франции, Испании, Южной Африке и России. Они ощущают себя потерянными, парализованы страхом и озлоблены на правительства своих стран и корпорации. В России - это люди, контролирующие себя во всем, не в состоянии принимать решения. Они принадлежат к разным возрастным группам. "Это все равно, что находиться в самолете, который терпит крушение. Нет смысла волноваться, потому что все равно ничего нельзя изменить"

Анна Ганжа, директор качественного подразделения Synovate, комментирует: "В России существует опасность роста доли "Озлобленных пессимистов" в связи с социо-культурными особенностями населения - многие реально пострадали от кризиса, но по привычке полагаются на государство, а не на себя в улучшении сложившейся ситуации. Однако доля позитивно смотрящих на жизнь сохранится, хотя изначально она была и остается достаточно небольшой. Несмотря на снижение покупательской способности в России, в целом тренды потребительского поведения остались прежними: россияне все еще отдают предпочтение западным раскрученным брендам и стремятся к show off".