29.01.2010

Когда вино дешевле воды

Мелкое предпринимательство Молдавии стоит на грани краха

В прошлом году в Молдавии о малом бизнесе почти никто не вспоминал. Правительство коммунистов было занято двумя предвыборными кампаниями. Пришедшие им на смену либерал-демократы во главе с премьером Владом Филатом почти на каждом заседании вспоминают о необходимости борьбы с монополиями. Между тем ведущие отрасли местной аграрной экономики – животноводство, виноградарство, производство фруктов, где в основном и заняты мелкие предприниматели, на грани краха.

Несколько лет назад в родном селе корреспондента «НИ» фермер построил коровник. Сегодня в нем 9 дойных буренок, но предприниматель только терпит убытки. Переработчики мелким фермерам платят за 1 литр 2,8 лея (2 цента США) при себестоимости производства 3 лея и выше. И так повсюду. «Скоро всех коров под нож придется пускать», – сетуют производители. Прошлым летом фермеры из провинции даже в Кишинев, к Дому правительства, на митинги приезжали. В знак протеста против низких закупочных цен поливали центральную площадь молоком. Власть этого как будто не видела.

По мнению, министра сельского хозяйства и пищевой промышленности Валериу Косарчука, не дело правительства регулировать цены в условиях рыночной экономики. Производители молока требовали выплачивать им субсидии. «Но никакое государство не станет тратить деньги на 100 тыс. мелких фермеров, которые производят низкокачественное молоко. Новая политика министерства – субсидирование качественной продукции. Это касается всех видов сельхозтоваров», – пояснил «НИ» г-н Косарчук.

Субсидии на виноградники, обещанные еще при правительстве коммунистов, получить тоже практически нереально. Андрей Чобаника, виноградарь из южного городка Чадыр-Лунга производит качественное вино. Пятый год становится лауреатом республиканского конкурса «Золотая бочка». Его вино и на подмосковной Рублевке когда-то продавалось. Но и ему помощи никакой. «Вино меньше минеральной воды ценится, а виноград некоторые мои земляки так и оставили на поле – продавать по 3–4 лея за 1 кг себе дороже», – рассказал «НИ» г-н Чобаника.

Выращивание фруктов, тех же яблок, особой прибыли тоже не приносит. Государство субсидии на яблоневые сады если и предоставляет, то при условии, половина нужной суммы уже есть у самого фермера. А откуда эти деньги возьмутся? Большинство сельхозпроизводителей сдали урожай яблок 2009 года консервным заводам. А те, ссылаясь на кризис, за полученное сырье денег до сих пор не платят. «Живые» деньги обещают только к лету», – рассказал «НИ» Василий Гайчук, сельхозпроизводитель из Окницкого района.

О готовности помочь малому бизнесу Молдавии постоянно заявляют иностранные общественные организации. К примеру, норвежское научно-техническое общество Sintef Technology and Sosiete в конце прошлого года предложило создать в городе Сороки так называемый бизнес-инкубатор. И экономических консультантов направили для обучения местного населения предпринимательским навыкам. Но люди скептически относятся к подобным проектам. «На бизнес-семинарах нам умные идеи предлагают, а на деле условия получения грантов неподъемные. Некоторые международные организации взамен на частичную компенсацию расходов на готовый бизнес-проект требуют либо арендовать помещения в принадлежащих им зданиях, либо вложить в бизнес суммы в 20–30 тысяч евро. А у кого сейчас есть такие деньги», – недоумевает предприниматель из города Сороки Игорь Вынтул.

МИХАЙ ЧОАРЭ, Кишинев

Новые Известия