13.01.2010

Российские пассажиры все меньше ездят по железным дорогам

 "Российские железные дороги" вчера опубликовали производственные итоги 2009 года, пишет "Коммерсант" со ссылкой на пресс-службу компании. Согласно сообщению РЖД, в 2009 году погрузка на всей сети железных дорог страны снизилась на 15% - до 1,108 миллиарда тонн.

В течение года ситуация более-менее стабилизировалась: если в январе спад составлял 33,1% к докризисным показателям, то уже летом темпы падения балансировали на уровне 13%, а затем объем погрузки показал рост к прошлогодним показателям на 5,5% в ноябре и на 11,4% в декабре. Впрочем, формальный рост объясняется тем, что помесячное сравнение идет в соответствующими периодами конца 2008 года, когда экономический кризис уже привел к резкому падению железнодорожных перевозок. Снижение наблюдалось по всем номенклатурам грузов, но наибольший спад продемонстрировали строительные грузы (35%), лом черных металлов (32,6%), металлоконструкции (31,9%), лесные грузы (26,8%).

Объемы грузоперевозок в 2010 году смогут превысить показатели ушедшего года на 1-2%, но не достигнут докризисного уровня, заявил "Коммерсанту" руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров полагает, что в 2010 году на 5% вырастет объем перевозок нефтеналивных грузов - прежде всего за счет перевозок нефти после запуска первой очереди трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (около 15 миллионов тонн). А вот в пассажирских перевозках спад только усугубляется. Объем отправок в 2009 году составил 1,133 миллиарда человек - на 12,5% меньше, чем в предыдущем году. Кризис заставил РЖД применить гибкую систему скидок для пассажиров даже в период летних массовых отпусков, когда тарифы, наоборот, повышаются. Это помогло удержать темп спада перевозок с июня по сентябрь в пределах 12-13%. Но осенью падение усилилось. В октябре объем перевозок снизился на 16,8%, в ноябре - на 17,1%, в декабре - на 17,8%.

Эксперты считают, что железнодорожные пассажирские тарифы неадекватно высоки. "Сейчас из Москвы в Петербург можно улететь самолетом в два-два с половиной раза дешевле, чем доехать по железной дороге",- отмечает "Коммерсанту" Алексей Безбородов, добавляя, что и 50-процентные государственные субсидии авиаперевозок на Дальний Восток также не прибавили преимуществ железной дороге.