13.01.2010

Формула для бензина

Минэнерго предложило способ расчета «справедливой цены» на автомобильное топливо

Фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД
Минэнерго во вторник представило на суд участников рынка методику расчета внутренних цен на нефтепродукты. Эксперты считают предложенный министерством вариант справедливым: он предполагает привязать стоимость нефтепродуктов к мировым ценам за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов. А вот как в результате изменятся розничные цены на бензин, эксперты сказать затрудняются, указывая лишь, что они будут меняться более «динамично».

Минэнерго России подготовило проект методики расчета цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. В министерстве ждут предложений и замечаний по этой методике от профессиональных участников рынка до конца февраля.

«Формула теоретически правильная, так как предполагает привязать нефтепродукты к мировым ценам, вычитать экспортную пошлину и транспортные расходы и плюсовать налоги»

Ранее с идеей вывести формулу цены на нефтепродукты выступила Федеральная антимонопольная служба, получив одобрение самих нефтяников.

По мнению ФАС, цена поставки нефти на НПЗ должна учитывать цену на внешних рынках минус таможенная пошлина и стоимость доставки. Кроме того, период запаздывания реакции российского рынка на изменения цен мировых рынков должен быть одинаков как в случае роста, так и в случае падения мировых цен.

В Минэнерго рассчитывают, что их методика «позволит повысить уровень справедливого антимонопольного контроля за ценообразованием на рынке нефтепродуктов в России».

Вариант Минэнерго предусматривает определение предельных индикативных цен для каждого НПЗ в России на основе формулы. Цена для заводов рассчитывается исходя из мировой цены (ежедневные котировки мировых агентств) минус стоимость транспорта от границы (в зависимости от преимущественного направления поставок с НПЗ) до европейских центров торговли (морской транспорт), экспортная пошлина, стоимость транспорта от НПЗ до границы (железнодорожный транспорт − минимальный тариф по данным ОАО «РЖД», перевалка, услуги портов), ставка акцизов.

Для заводов, не подключенных к системе магистральных нефтепроводов, цена рассчитывается исходя из индикативной цены для остальных заводов плюс стоимость транспорта от НПЗ до границы (железнодорожный транспорт − минимальный тариф по данным ОАО «РЖД», перевалка, услуги портов).

По мнению экспертов, в целом эта методика справедлива для внутреннего рынка, однако есть несколько «но».

«Формула теоретически правильная, так как предполагает привязать нефтепродукты к мировым ценам, вычитать экспортную пошлину и транспортные расходы и плюсовать налоги», − сказал газете ВЗГЛЯД старший аналитик ИК «Цэрих Капитал Менеджмент» Виктор Марков.

Впрочем, Минэнерго признает, что это временная мера. Привязка к мировым ценам связана с трудностями. Тут достаточно вспомнить скачки цен на нефть. Так, в начале 2008 года черное золото стоило 100 долларов за баррель, в июле − 145, а в декабре − всего 40.

«В такой ситуации пересчитывать внутренние цены на нефтепродукты будет затруднительно», − считает Марков.

К тому же методика Минэнерго не учитывает внутренний спрос, структуру игроков рынка в том или ином регионе. Не берется в расчет и состояние и операционная структура работы российских НПЗ, которые существенно отличаются от европейских, отмечает главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.

Для того чтобы учесть российскую действительность, нужно развивать именно биржевую торговлю с привлечением широкого круга участников рынка, в том числе и госзакупки, уверены эксперты.

Плюсом такой методики аналитики называют прозрачность.

«Если после принятия соответствующей формулы к исполнению НК будут продолжать формировать цену по-своему, то наказывать нефтяников можно благодаря тому, что по этой формуле все прозрачно считается, а далее через суды и решение о наложении штрафа», − сказал газете ВЗГЛЯД Лютягин.

Если на оптовом рынке введение формулы цены и может сказаться положительно, то с розницей сложнее.

«Цена на нефтепродукты будет формироваться на опте, в рознице цены находятся под влиянием еще и маржи бензоколонок. Затраты по транспортировке в разных регионах будут разными, да и тарифы на доставку в каждом направлении свои», − объяснил Лютягин.

«Единственное, что можно сказать наверняка, это то, что с введением формулы цены на нефтепродукты будут меняться более динамично», − рассказала газете ВЗГЛЯД начальник отдела рынка нефти и нефтепродуктов компании «Кортес» Марина Ковалева.

Хорошо или плохо это для автомобилистов – большой вопрос.

«Цены на бензин должны будут меняться в соответствии с изменением мировой цены на нефть, но это еще не факт. У нас, напомню, большое количество независимых АЗС», − добавила эксперт.



Наталья Журавлева

Взгляд