24.12.2009

На рынок – ни шагу

Власти продлили жесткие ограничения на работу иностранцев в сфере торговли

В будущем году неграждане России по-прежнему будут лишены права торговать алкогольной (включая пиво) и фармацевтической продукцией где бы то ни было. Им также запрещено работать продавцами любых товаров вне магазинов, то есть на рынках, в палатках. Соответствующее постановление правительства РФ было опубликовано вчера. Эта норма действует уже не первый год, но, как считают специалисты, никакого эффекта она не дает. На освободившиеся места россияне работать не идут, цены на товары не снижаются, а уровень ксенофобских настроений в обществе по-прежнему высок.

К иностранной рабочей силе в России традиционно двойственное отношение. С одной стороны, обойтись без нее мы не можем, с другой – постоянно стараемся как-то ее ограничивать, регулировать, контролировать. Особенно заметны эти старания на фоне экономических трудностей, которые переживает страна. Если, например, в 2007 году квота на трудовых мигрантов составляла 6 млн. человек, то с началом кризиса она не превышает 2 млн. На будущий год правительством РФ утверждена квота выдачи иностранцам приглашений на въезд для трудовой деятельности в размере 1,9 млн. человек. А без учета резерва реальная квота составит чуть более 1 млн. 300 тыс. Таким образом мы стараемся защитить наш рынок труда, обеспечив занятость, прежде всего, своих граждан. Россиянам такие меры нравятся. Декабрьский опрос Аналитического центра Юрия Левады показал: 61% опрошенных считают, что правительство РФ должно и дальше ограничивать приток в страну трудовых мигрантов. Логика, сводящаяся к двум словам «понаехали тут», для России не нова.

В ее русле находится и борьба с мигрантами, начатая у нас еще до кризиса. Еще в 2007 году правительство приняло постановление о запрете для иностранцев работать на рынках страны. Квоты для них были понижены с 40% до нуля. Считалось, что это необходимо для того, чтобы расширить доступ российских производителей на отечественные рынки. Чиновники уверяли, что уж теперь-то наши фермеры смогут напрямую поставлять свою продукцию на прилавки, цепочки посредников и перекупщиков разорвутся, а товар подешевеет. Однако когда мигрантов выгнали (или отчитались, что выгнали), оказалось, что дело было не в них. По мнению экспертов, все эти меры, изначально казавшиеся многим весьма сомнительными, показали свою неэффективность. Граждане не повалили валом занимать освободившиеся места, цены продолжают расти, зато вовсю процветает нелегальная трудовая миграция. И объявленное продление запрета на будущий год станет столь же продуктивным.

«Это, скорее, демонстрация некой политической воли и определенных установок, – пояснила «НИ» заведующая кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ Наталья Тихонова. – Говорить о том, что этот запрет действует в полном объеме, не приходится. Занятость мигрантов в этих областях сохраняется, но сейчас это носит просто характер нелегальной деятельности». Впрочем, признает эксперт, некоторый тормозящий эффект все же достигнут. «Если бы не эта мера, практика найма на соответствующие рабочие места росла и расширялась бы, – полагает г-жа Тихонова. – Потому что крупные сети тоже начали бы нанимать мигрантов в качестве продавцов, тем самым еще больше увеличивалось бы давление на российский рынок труда». По словам ученой, наши граждане не очень охотно идут работать на рынки, но в условиях кризиса их готовность попробовать себя в этом качестве увеличивается. «Тем более что рынки тоже разные. Мы ориентируемся на рынок труда Москвы, а если речь идет о каком-то маленьком районном городке, то там и работа за рыночным прилавком представляется вполне благополучной и престижной», – поясняет она.

У председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина другой взгляд на ситуацию. «Никакого эффекта эти ограничения не дали, плюсов для граждан России я тоже не увидел, – сообщил он «НИ». – Все равно в основном нероссияне реализуют товары во внемагазинных формах торговли. Сделано все это было, чтобы не росли ксенофобские настроения, но каких-либо позитивных изменений и в этом тоже нет. Уровень ксенофобии у нас не снизился».

То, что мигранты продолжают трудиться незаконно, признают, кстати, и чиновники. В частности, руководитель Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский заметил недавно, что основной контингент иностранцев в России – это те, кто легально находится в стране, но незаконно осуществляет трудовую деятельность. У них все в порядке с визами, но разрешения на работу они не получают.

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Новые Известия