07.12.2009

Бизнес увлекся менеджментом по-индийски

Индийский стиль менеджмента jugaad, нацеленный на большие объемы производства при низких затратах, становится все более популярным в мире. BusinessWeek заметил его даже в американских компаниях. Очевидно, новый термин jugaad скоро может пополнить лексикон бизнесменов всего мира.

В ноябре группа руководителей крупных международных корпораций, включавшая в себя глав инвестбанка Rothschild и Goldman Sachs и исследовательской компании Gartner, собрались на конференцию, пытаясь понять, какие бизнес-стратегии их компании могут позаимствовать у Индии. Нави Раджу, возглавляющий Центр Индии и глобального бизнеса при Кембриджском университете, выразил это одним словом — jugaad.

Jugaad, сленговое слово на хинди, обозначает основанный на импровизации инновационный стиль, основной движущей силой которого являются ограниченные ресурсы и внимательное отношение к насущным потребностям потребителей, а не к образу из жизни. Это ясно по тому, как Tata Group, Infosys Technologies (INFY) и другие индийские корпорации завоевали интернациональный статус. Как предполагает деловой журнал, слово jugaad имеет все шансы попасть в лексикон консультантов по менеджменту.

Как и появлявшиеся раньше концепции менеджмента, индийская инновация может оказаться причудой. Более того, из-за того, что jugaad, по сути, означает недорогое изобретение «на лету», что может подразумевать избегание проблемных вопросов, пренебрежение безопасностью и некачественный сервис. «Jugaad означает «Так или иначе, но сделай», даже если это подразумевает коррупцию, — предупреждает М.С. Кришнан из бизнес-школы Ross. — Компании обязаны быть осторожны. Применять принципы jugaad следует с ограничениями и с учетом этических аспектов».

Как бы то ни было, многие компании уже сейчас работают «по jugaad», в частности, Best Buy, Cisco Systems и Oracle, так как они создают продукты и услуги, экономичные для потребителей и поставщиков. «В нынешние трудные времена американским компаниям приходится работать по «плану Б», — отмечает Раджу. — Однако у индийских специалистов уже давно есть целый набор вариантов такой работы, и они могут быть запущены прямо сейчас. Это jugaad».

Применение принципа jugaad можно наблюдать на примере автомобиля Tata Motors — Nano, аскетичной субкомпактной машины, которую индийская компания продает примерно за 2,5 тысячи долларов самым бедным потребителям. «Мы привыкли думать в рамках jugaad в Tata Group. Такое мышление имеет решающее значение, это не просто профессиональный жаргон», — говорит главный директор по технологиям Tata Consultancy Services Анант Кришнан.

Примеры применения jugaad на практике есть и среди американских компаний. Cisco, открывшая в 2007 году свою вторую штаб-квартиру в Бангалоре, занимается «импортом» индийского мышления в среду своих разработчиков в США. «На инновационной повестке в Индии — доступность и масштабы, — говорит Вим Эльфринг из Cisco. — Люди являются мастерами по сокращению затрат. Если индийский специалист обнаружит руководителя, который имеет степень MBА, он скажет «Забудь выученное и наблюдай».

Индийский стиль менеджмента стал интересовать западных специалистов с 2000-х годов — после покупки индийской Tata Tea британской чайной компании Tetley и сделок по поглощению, предпринятой одной из крупнейшей мировых металлургических компаний Bharat Forge. Как отмечал в 2006 году Business Standard, индийские компании только учатся конкурировать на мировом рынке в обстоятельствах более сложных, чем, например, китайский бизнес. «Действительно, если индийские компании и научились чему-либо за последние 15 лет экономической либерализации, так это производить в больших объемах с наименьшими затратами», — резюмировало издание.

Впрочем, и в период глобальной рецессии индийская экономика показывает непрерывный рост — за третий квартал он составил 7,9%. Такие показатели позволяют предположить, что индийские менеджеры выбрали стратегию победителей, пишет BusinessWeek.

BFM.RU