17.11.2009

Минтранс выступил за отказ от обязательных бесплатных автодорог

Если рядом строится платная магистраль

 Министр транспорта РФ Игорь Левитин поддержал предложение Минэкономразвития об отказе от альтернативных бесплатных автодорог при строительстве платных автотрасс. "Каждый случай будет рассматриваться отдельно, но в целом мы не против", - цитирует его «Интерфакс». До сих пор считалось, что платные дороги можно строить (или делать платными уже существующие трассы) только в том случае, если рядом проходит бесплатная дорога-дублер. Действительно, ведь дороги строятся на деньги налогоплательщиков, и лишать их возможности бесплатного проезда – значит, облагать налогом повторно. Теперь, видимо, государственные чиновники так не считают.

На прошлой неделе глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила на правительственном часе в Госдуме: "У нас в стране абсолютно недостаточный уровень развития дорог, и за последние три года автомобильный парк возрос на 20%, а протяженность федеральных и региональных дорог — где-то на 3%. Часть дорог изношена". До кризиса планировалось серьезно увеличить объем государственных вложений в строительство дорог, «но, к сожалению, кризис вносит свои коррективы". «Нам приходится выбирать между разными приоритетами». "Никто не мешает нам впоследствии, когда появятся дополнительные средства, построить там бесплатную дорогу", — обнадежила министр тех, кто будет против безальтернативного строительства платных трасс.

А противники уже есть. «Когда я увидел эту новость, то меня чуть Кондратий не хватил, - заявил «Газете» председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. - Я категорически против. Сегодня у нас действуют три законодательных акта, которые очень четко описывают ситуацию с наличием альтернативы. Во-первых, это Конституция, закрепляющая право российских граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания. Во-вторых, закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", где четко прописано обязательное наличие альтернативной бесплатной трассы при эксплуатации платной. В-третьих, то же самое закреплено в недавно принятом и заработавшем законе о госкомпании "Росавтодор". А подобные заявления, особенно со ссылкой на китайский и казахстанский опыт, можно назвать дискредитацией идеи. Лучше бы брали пример с Казахстана и Китая по количеству километров построенных дорог. В том же Китае их 50 тысяч км, а у нас — менее 2 тысяч».

Государству сегодня нужно сделать первый шаг, нужно научиться взаимодействовать с инвесторами на основе концессионных соглашений и сделать хотя бы одну нормальную платную дорогу. Чтобы там были выдержаны все нормативы, чтобы были пункты питания, площадки отдыха и, извините за выражение, сортиры. И за все это будет взиматься адекватная плата. Только в этом случае надо идти дальше».

«У меня к этому резко отрицательное отношение, - заметил «Газете» зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Федоров. - С гражданина, владеющего транспортным средством, уже и так взимается транспортный налог. Что ж, давайте тогда менять систему налогообложения».